Защитники рубежей

27 Май 2020 759
Западная граница. За два дня до войны. Дозор советских пограничников.
Западная граница. За два дня до войны. Дозор советских пограничников.

Они первыми приняли бой с фашистами. 22 июня 1941-го. Западная граница. 3.45 - 1-я пограничная застава 86-го Августовского отряда атакована разведывательно-диверсион­ной группой фашистов. Пограничники под командованием 23-летнего Александра Николаевича Сивачёва вступают в бой. Враг подтягивает новые силы - 12 часов сражения, все 42 бойца заставы погибли, но захватчиков уничтожили гораздо больше. Когда была атакована 1-я застава, война ещё не объявлена. В 4.05 заставы погранотряда подверглись мощному артобстрелу, после началось наступление врага. Наши стражи границы, ничего не понимающие, лишённые связи, вступают в бой. В 4.30 его ведут уже все погранзаста­вы Западного и Прибалтийского особых военных округов. Двое брестских пограничников в дозоре сражались тогда с колонной немецких мотоциклистов. Тяжелораненых героев взяли в плен, приказ - расстрелять. Вечером 22 июня немецкий офицер запишет в дневнике: «Эти русские солдаты совсем не боялись нас. Это была не бравада, и не напускная храбрость. Мне даже на секунду показалось, что это я стоял на их месте. Отвратительное ощущение. Ушли с улыбкой на губах. Они были абсолютно уверены, что за них отомстят, а мы проиграем войну». Завтра - День пограничника.

На полуострове защитники рубежей сражения с врагом начали позже - осенью
1941-го, когда враг подошёл к Крыму. Крымский (Черноморский) пограничный округ (в его составе - отряды, комендатуры, заставы) появился в 1924-м. Евпаторийский, Ялтинский, Севастопольский, Феодосийский, Керченский отряды. Почти все их бойцы погибли, обороняя полуостров до середины ноября 1941-го, Севастополь - до июля 1942-го. Многие погибли и в партизанских отрядах, куда прорывались после неравных боёв. Что могли они, бойцы НКВД (погранслужба была в ведении Народного комиссариата внутренних дел, а не командования Красной Армии), противопоставить хорошо вооружённым фашистам? На заставе, в несколько десятков человек, был один станковый пулемёт «Максим», 2-3 ручных пулемёта Дегтярёва, несколько десятков (не у каждого бойца) винтовок Мосина образца 1891/30 годов, табельный пистолет у начальника погранзаставы, всего десяток противотанковых гранат на всех и по 4 обычных на каждого пограничника. Только мужество, любовь к Родине и отвагу могли наши герои противопоставить врагу. За их спинами было Отечество, защищать которое они клялись до последнего вздоха.
Поклялись и бойцы Форосской погранзаставы 30-летнего Александра Степановича Терлецкого. В начале ноября 1941-го они приняли неравный бой на заставе, позже два десятка раненных, но всё же способных держать винтовку, укрылись в сарайчике, неподалёку от Байдарских ворот, не пропускали фашистские танки на Севастополь. Без малого 27 часов удерживали дорогу пограничники: пятеро всего осталось от заставы, девять гранат на всех и 140 патронов. Они ушли в лес к партизанам. Начальник заставы Александр Терлецкий стал командиром диверсионной группы, позже комиссаром Балаклавского отряда. Погиб 25 марта
1942-го: месяцем ранее с двумя радистами возвращался из Севастополя, подорвались на заминированном шоссе, тяжелораненого комиссара фашисты захватили в плен. Нашёлся предатель, но и под жестокими пытками пограничник-партизан молчал, лишь смотрел на врага ненавистно и решительно. Всего два слова сказал, когда палач накинул петлю виселицы: «Живи, Севастополь!».
Чтобы Севастополь жил, чтобы освободить полуостров, в конце 1941-го был высажен Керченско-Феодосийский десант, Крымский фронт появился. Но не получилось тогда - в мае 1942-го была трагедия Крымского фронта, не сумевшего развить наступ­ление, удержать позиции - красный от крови Керченский пролив, неудачная эвакуация. Тысячи героев, прикрывавших её, ушли потом в Аджимушкайские каменоломни. Среди них и пограничники 95-го погранполка, что были переброшены в Крым в марте, после боёв на Донбассе. Вместе с 26-м пограничным, 26-м и 276-м стрелковыми полками НКВД они прикрывали фронтовые тылы на Керченском полуострове. Лишь один эпизод из жизни героев полка: высота 154.4, гора Темирова, неподалёку от Аджимушкая. Её удерживали четыре сотни бойцов, сумев задержать превосходящих по численности и вооружению фашистов почти на сутки.
А у Еникальского маяка, запев «Интернационал», шли в атаку, даже без оружия, бойцы, ведомые 38-летним Алексеем Александровичем Маловским из 26-го пограничного полка. Враг не ожидал такого отчаянного сопротивления, отступил на несколько километров. Ещё сутки отвоевали герои, но среди убитых пограничников был и командир, что вёл в атаку.
Погиб и 38-летний Герасим Архипович Рубцов, командир 456-го сводного пограничного полка войск НКВД Приморской армии. Героических боёв с осени 1941-го по лето
1942-го было великое множество у героев полка. Сохранилась, к примеру, сводка Совинформбюро за 30 июня 1942-го - последние дни обороны Севастополя: «За сутки подразделение Рубцова отбило десятки атак превосходящих сил противника и уничтожило до двух полков немецкой пехоты, 11 танков и 2 бомбардировщика». Бойцы Герасима Рубова удерживали самый, пожалуй, тяжёлый сектор обороны - Балаклаву, крепость Чембало, над которой подняли красное знамя. В последние дни обороны сражались на мысе Фиолент. «Метким огнём мы сражали фашистов. Родина-мать не забудет чекистов» - эти строки они написали на «доске отважных» и фамилии героев. Бронебойщик Роман Ржевский, комбат Александр Михайлович Ружников - они, потерявшие в боях правые руки, уничтожали фашистов, что называется, одной левой. Комсорг Михаил Брызгалов, снайпер Владимир Гусев, ефрейтор Иван Богатырь, Иосиф Петренко, Сергей Козленков, Геннадий Соколов, Сергей Степанович Северинов, Николай Носач, Евгений Тимошенко, Денис Осадченко, Луценко, Палий, Петренко, Милорадов, Афанасьев, сержанты Малявкин, Александр Сысуев, старшина Александр Заруба, лейтенанты Барбаков, Силкин, Михаил Крайнев, Веднов, Николай Паршин, капитаны Гребенников, Иван Осипович Кекало и Николай Иванович Целовальников, майор Сергей Иванович Бобров. Большинство погибло за Севастополь, защищая его до последнего вздоха. Погиб комиссар полка Анатолий (Андрей) Петрович Смирнов, что сумел выстоять в первые дни войны, защищая границу в Бессарабии.
В Севастополе его называли «душой балаклавской обороны». Погиб снайпер Андрей Лёвкин, зачинатель снайперского движения во вторую оборону Севастополя. Более полусотни фашистов уничтожил меткими выстрелами.
Пограничники, вместе со страной вставшие на защиту Родины, первыми встретившие врага, никогда не изменяли присяге. Они чётко помнили: «Граница нашей Родины - священна и неприкосновенна». Жизнями платили за эти слова. Будем помнить.

Кстати

Вместе с пограничниками принимали бой и их четвероногие питомцы - пограничные собаки. Они вцеплялись мёртвой хваткой в фашистов, а когда погибал хозяин, ложились рядом и не подпускали к телу врага. Фашисты выпускали по собаке и мёртвому бойцу автоматную очередь, а потом всё равно долго не решались приблизиться - даже погибших боялись.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из открытых источников.