Посиделки

21 Май 2020 830

Уроки православия

Духовной жаждою томимым

Каждая неделя после пасхи имеет своё название. Прошли Светлая седмица, апос­тола Фомы - Антипасха, святых жён-мироносиц, о расслабленном. Нынешняя, пятая, - о самарянке, которую ещё называют простодушной. Почему?
Александр В.
Первомайское.

Ответ находим в «Руководстве к изучению Священного Писания» архиепископа Аверкия Таушева.
Эта неделя посвящена беседе Христа у колодца с самарянкой, через которую потомки язычников были обращены в истинную веру. До этого религиозные представления этой этнической группы отличались от традиционной веры иудеев: приняв Пятикнижие Моисея и поклоняясь Иегове, самаряне отвергали писания пророков, все предания, и не отреклись от своих богов.
Христос встретился с самарянкой, когда вместе с учениками возвращался в Галилею, и у подножья горы Гаризим остановился отдохнуть у колодца, а ученики отправились в селение купить еды. Спаситель обратился к доставшей воду самарянке с просьбой напоить его, а в благодарность утолить её духовную жажду, дав «воду живую», и открыв истину. Самарянка, понимавшая под живой водой ключевую со дна колодца, удивилась: как может человек иметь живую воду, не имея возможности почерпнуть её. И услышала в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». По простоте душевной женщина обрадовалась: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Так и в наше время многие простодушно не понимают, что в жизни духовной благодатная живая вода иначе воздействует, чем дающая физическое утоление жажды. Пьющий физическую воду, а равно и удовлетворяющий какие-либо свои земные потребности утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре «возжаждет опять».
Хороший урок преподал самарянке Фотинии Иисус Христос. Он сказал: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». «У меня нет мужа», призналась женщина. «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе, это справедливо ты сказала».
Поражённая словами незнакомца, она поняла, что он - не обыкновенный человек, и обратилась к нему с просьбой разрешить спор, кто прав - самаряне, которые поклоняются Богу на горе Гаризим, на месте построенного их предками храма, или иудеи, утверждающие, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме, совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма.
И услышала, что поклоняться Богу можно не каком-то определенном месте, и не в нём место, а в том, что нельзя приняв Пятикнижие Моисея отвергать пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о Лице и Царстве Мессии. Настанет время нового, высшего богопоклонения, которое не будет ограничено одним каким-либо местом, а будет повсеместное, поскольку будет в духе и истине. Только такое поклонение истинно, так как оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух.
Не называвший себя Мессией Христос открылся простодушной самарянке: «Мессия - это Я, Который говорю с тобой».
В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка спешит возвестить своим соплеменникам весть о пришествии Мессии.
Самарянских жителей Иисус сравнивает с нивой, созревшей для жатвы. И он посылает апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими - ветхозаветными пророками и Им Самим. Самаряне уверовали в Него «по слову женщины», но ещё больше по Его слову, когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Слово не воробей

Не тоскуйте, не скучайте, а правила изучайте

Мне кажется, в последнее время стали злоупотреблять словом «ностальгия». Когда я слышу «у меня ностальгия по морю», так и хочется сказать словами героя романа «Отцы и дети» Базарова: «Аркадий, не говори красиво». Я его понимаю: неприятно слушать выс­пренные выражения ни к селу, ни к городу, что называется. А недавно прочитал в солидной федеральной газете такой «шедевр» в статье известного кинокритика: «Он испытывает постоянную ностальгию о Родине». Как вы думаете, чем можно объяснить эту ошибку?
Виктор Д.,
учитель математики.

Не хотелось бы обвинять известного кинокритика, как вы называете автора статьи, позволившего себе грубую ошибку, в полной безграмотности. Наверное, просто подзабыл значение слова, которое пришло к нам из греческого языка νόστος - «возвращение на родину» и άλγος - «боль»). В русском оно стало «ностальгией» и означает тоску по родине, по родному дому. И употребляется без предлога, а тем более уж никак ни с предлогом «о».
Любая другая тоска может быть о ком или о чём, также как по кому или чему. «Мне так скучно без детей, когда отправляю их на каникулы к бабушке, что я о них постоянно тоскую». «Тосковать по друзьям мне некогда: полно работы и домашних дел», «Стосковался в походе по тёплой ванне» - с существительными и личными местоимениями третьего лица.
Путаница происходит и с употреблением «тосковать» с личными местоимениями первого и второго лица множественного числа: тоскую по вас и тоскую по вам. Первое - устаревшая норма, второе - современная. То есть, говорить и писать надо «тоскую по вам» или «скучаю о вас».
В Крыму от людей разного возраста нередко слышишь: «Я так ЗА ней скучаю». Объясняется это просто: влияние украинского языка. И совершенно недопустимо в русском, по нормам языка. Сродни этой ошибке - «я так с неё смеялась!». Ни С кого смеяться нельзя, можно только НАД кем-то.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

Спрашиваете - отвечаем

Чем богат миндаль?

Говорят, все орехи полезны, но каждый - по-своему. Чем богат миндаль и что он даёт нашему организму?
Марина Т.
Раздольное.

В миндале содержится много цинка, который участвует в формировании костной ткани, нормализует обмен веществ, обладает противовоспалительным эффектом, способствует выработке коллагена. Особенно рекомендуется это вещество, а, значит и орех, тем, у кого расслаиваются и ломаются ногти, на них появляются белые пятна - это явный внешний признак дефицита цинка в организме.

Фотооко

Под звёздным коктебельским небом

Непривычно прошла в этом году традиционная «Ночь музеев». Но не менее ярко, чем обычно. В том числе и в музеях историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия Волошина».

В Доме-музее Максимилиана Волошина представили увлекательную онлайн программу «А потому, что в судьбах у России был Коктебель как заповедный Храм...», поэтическую страницу «Наша память о Великой Победе», экскурсии и обзоры по экспозициям и выставкам.
«Балладой о звёздах» Владимира Высоцкого в исполнении художника, барда Сергея Коваля (на снимке) на выставке «Дом Поэта в годы войны» начался рассказ о том, как сохранилась эта уникальная обитель. Экскурсию по экспозиции провела научный сотрудник музея Светлана Клепс.
Благодаря трансляции из Дома-музея М. А. Волошина сотни гостей побывали с заведующей музеем Наталией Мирошниченко и научным сотрудником Андреем Пристинским в мемориальной столовой, на террасе, под шум прибоя слушали стихи, всматриваясь в освещённую загадочным светом фонарей фигуру «путника во Вселенной», благодаря которому маленький крымский посёлок стал Меккой Серебряного века. Экскурсия по мемориальному дому продолжилась в летнем кабинете Поэта, где Юлия Деркач рассказала о «вседержительнице Коктебеля, всехранительнице добра» - о вдове Максимилиана Волошина Марии Степановне, которая сберегла для нас эту сокровищницу и один из символов русской культуры Серебряного века - Дом Поэ­та. А завершилась на выставке волошинских акварелей «Миры цвели и отцветали».
Незабываемые прогулки многочисленные зрители совершили по уютным улочкам Старого Крыма с заведующей музеем Константина Паус­товского Ириной Котюк, посетили музей Александра Грина и литературно-художественный музей, прошли дорогами от Агармыша до Кара-Дага. И наверняка мечтают теперь посетить эти уникальные места.

Свет мой, зеркальце

Расцветёшь,
как майская роза,

если займёшься в домашних условиях питанием и оздоровлением кожи лица при помощи масок из лепестков любимого многими ароматного цветка. Это омолаживающее средство подходит для всех типов кожи, придаст эпидермису мягкость, свежесть, вернёт упругость и эластичность, напитает полезными веществами. Единственное противопоказание - индивидуальная непереносимость средства. Лепестки розы можно использовать и отдельно, и в качестве основного ингредиента, прекрасно сочетающегося с другими натуральными компонентами.

Срезать розы для масок рекомендуется в тихую, ясную погоду, ранним утром, когда сойдёт роса. Цветки срезают ножницами, раскладывают в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попадали солнечные лучи. После высыхания лепестки измельчают в кофемолке до порошкообразного состояния.
Маску наносить сразу после приготовления с периодичностью до двух-трёх раз в семь дней, держать 15-20 мин. Смывать кипячёной водой комнатной температуры. После курса из 10-15 процедур рекомендуется сделать перерыв на две-три недели. Затем повторить.
Самая простая маска: залить сухие лепестки или порошок из них небольшой порцией кипятка, поставить томиться на водяной бане в течение 7-10 минут, затем процедить и остудить. Прилечь и распределить тонким слоем на кожу лица.
Маска для лица из лепестков и яичного желтка улучшит состояние увядающей кожи. Сваренный вкрутую яичный желток растереть с чайной ложкой мёда и двумя ч. л. измельчённых лепестков или масла розы, перемешать, нанести на кожный покров.
Маска с молочной сывороткой тонизирует, увлажняет, питает. Две ст. л. измельчённых лепестков залить
100 мл молочной сыворотки, протомить на медленном огне
15 минут, остудить, перед применением настоять полчаса.
Маска с мёдом освежает и питает. К одной ст. л. массы добавить по одной ч. л. домашней сметаны, оливкового масла и натурального цветочного мёда, перед применением хорошо перемешать.
Маска с ромашкой увлажняет, питает. Ст. л. лепестков и столько же сухих цветков ромашки залить 200 мл крутого кипятка, настоять в течение двух часов, процедить.

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок

Письмо из глубинки

«Да святится имя твоё, фронтовик!»

Так называется книга автора и давнего друга нашей газеты Николая Готовчикова. Основателя народного музея ордена Ленина колхоза «Россия» в селе «Восход» и неизменного его руководителя, заслуженного журналиста АРК, педагога, краеведа. Его перу принадлежат сотни статей, книги, среди которых - «Берлин в центре Крыма», «В семье единой», перевод псалмов «Двери вечности отвори», о которых писала «Крымская правда». И вот новая книга, о создании которой - в этой беседе с автором.

- Николай Александрович, книга рождена впечатлениями от общения с фронтовиками?
- Именно так. Мне посчастливилось во время учёбы в Лисичанском горном техникуме в 1950-1954 годах общаться с фронтовиками, которые, вернувшись с войны, стали студентами техникума. Хорошо помню старосту моей группы Василия Васильева, обгоревшего в танке, без единого волоска на голове, с багровыми шрамами на лице. Павла Кудрявцева и Ивана Весёлого, бывших пулемётчиков, пехотинцев Анатолия Сопина и Григория Голикова, в торжественных случаях надевавших ордена и медали.
Мы, четырнадцатилетние мальчишки, смотрели на них с восхищением, затаив дыхание слушали их рассказы и помогали в учёбе, ведь у нас были свежие знания, а им приходилось начинать чуть ли не с нуля. А они были нашими добрыми наставниками, с которых мы брали пример, оберегали от дурных поступков.
- Вы ведь о войне помните?
- Да, война прошла и через жизнь нашей семьи. Два года жили в оккупации. Фронт дважды перекатывался огненным валом через нашу деревню Починичи на Смоленщине. Отец прошёл с боями путь от Москвы до Берлина. На уральской шахте, где я работал горным мастером, познакомился с бывшим полковником Дюсметовым, которого спасла после войны от лагеря, а, может быть, и от расстрела фотография, на которой маршал Жуков вручает ему орден Красного Знамени. В моём архиве сохранились очерки о старших товарищах-фронтовиках, которые публиковались в «Коспашской правде», газете, выходившей в Молотовской области Пермского края. И в Крыму, где был школьным учителем истории, директором, председателем сельского совета, трудился рядом с фронтовиками, среди которых - сек­ретарь парткома Леонид Колесник - участник парада Победы 1945 года, комбайнёр - Герой Соцтруда Михаил Колосков и Гавриил Лысенко. В нашем колхозе трудились 362 участника боевых действий.
- И, конечно, писали о них. Для каких изданий?
- Для «Истории городов и сёл УССР», для книг «Земля Курманская», «Право на бессмертие», «Биюк-Онларский, Тельманский, Красногвардейский» и других изданий об истории села Восход и Красногвардейского района.
- Книгу к 75-й годовщине Великой Победы издали за свой счёт?
- К сожалению, в районном бюджете денег на неё не нашлось.
И вышла книга только благодаря помощи моих бывших учеников Якова Ромбаха, Людмилы и Владимира Фалалеевых, скромным взносам солдат Победы. Вышла она в сокращённом варианте пока. Нельзя забывать, что мы в вечном долгу перед павшими в боях за Родину. Подобные книги - это память о них. Хочу надеяться, что своей книгой внёс скромную лепту в увековечивание фронтовиков. Под этой обложкой около 1500 имён, более 90 снимков.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.