Три сценария

Обзор главных экономических событий недели

22 Апрель 2020 1882
Из-за простоя предприятий экономика страны несёт многомиллионный ущерб. Фото Александра Кадникова.
Из-за простоя предприятий экономика страны несёт многомиллионный ущерб. Фото Александра Кадникова.

Суммарный ущерб для наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей российской экономики составит 17,9 трлн. рублей, а потенциально невостребованными на рынке труда окажутся почти 15,5 млн. человек. Такие оценки приводятся в макроэкономическом обзоре Национального рейтингового агентства (НРА). Больше всего от кризиса пострадает сфера услуг, меньше остальных - продуктовое производство, сельское, рыбное и лесное хозяйства.

И всё-таки выстоим

Прогнозируемый ущерб всей сферы услуг - 77,5%. Производство одежды и обуви потеряет около 52,7%, учреждения культуры и спорта, организации досуга - 46,1%. Зато убытки в производстве продуктов и табака составят всего 3,9%, сельское и лесное хозяйства, рыболовство потеряют 5,1%, добыча полезных ископаемых - 6,6%.
Сокращение в связи с кризисом налогов, сборов и страховых взносов оценивается в 4,2 трлн. рублей. Такой ущерб является неприемлемым для экономики страны.
В прогнозе НРА предложены три сценария развития событий. Все они учитывают комбинацию шоков, связанных с пандемией и дестабилизацией нефтяного рынка, а также процесс восстановления китайской экономики.
При самом благоприятном стечении обстоятельств, вероятность которых оценивается в 15%, по итогам года, Россию ждёт рост ВВП на 0,4-0,7%, реальные зарплаты повысятся на 0,3-0,6%, а инфляция - до 6,2-6,5%.
Пессимистический сценарий (вероятность 30%) предполагает падение экономики до -7,1% ВВП в этом году, выход на нулевой уровень к 2022-му и достижение роста в 1,5-1,7% - к 2024-му. При худшем развитии событий реальная зарплата снизится на 7,5-7,8%, а инфляция повысится до 9,2%.
Наиболее вероятным (50%), по мнению экспертов НРА, является базовый сценарий с рецессией до -3,3%, снижением зарплат на 3-3,2% и инфляцией в 7,2-7,3%.

Рискованная мера

Законопроект о государственном регулировании стои­мости продуктов первой необходимости внесён в Госдуму.
В пояснительной записке предлагается обязать правительство замораживать розничные цены в случае их повышения более чем на 30% в месяц. В перечень товаров, на которые может устанавливаться ограничение торговой наценки, вошли мясо, масло, яйца, хлеб, крупы и др. 
В ФАС считают, что данная мера является преждевременной. Рыночные механизмы и окрепшее сельское хозяйство обеспечивают необходимые поставки продовольствия, поддерживая конкурентное и справедливое ценообразование, а искусственное сдерживание - прямой путь к разорению многих компаний. Эксперты убеждены, что государственное регулирование цен создаст дефицит товаров, а это приведёт к развитию нелегальных рынков сбыта.

Ушли в минус

Впервые в истории цена нефти упала ниже нуля. Её негде хранить, и сейчас она не нужна, говорят аналитики.
Фьючерсный контракт на американскую лёгкую нефть West Texas Intermediate (WTI) с поставкой в мае завершил торговую сессию 20 апреля на отметке -$37,63 за баррель, свидетельствуют данные американского биржевого оператора CME Group. Предыдущий рекордно низкий уровень цен был зафиксирован в 1986 году, опустившись до $10,42.
Отрицательная котировка означает, что продавец фьючерса доплачивает покупателю. В итоге конечный держатель договора получает деньги, а в мае ещё и нефть.
Нефть ничего не стоит, если её негде хранить, поясняют эксперты. Сейчас на рынке не осталось свободных хранилищ из-за огромного переизбытка предложения. Даже танкерный флот задействован повсеместно. Не исключено, что ОПЕК+ придётся собраться вновь, чтобы обсудить перспективу дальнейшего сокращения добычи и даже консервации производств. Ранее, в апреле, входящие в организацию страны, включая Россию и Саудовскую Аравию, заключили соглашение о коллективном сокращении добычи почти на 10 млн. барр. в сутки, которое стало рекордным, но всё равно не сумело остановить падение цен.
Курс рубля незамедлительно отреагировал на изменения нефтяных котировок, и вновь пошатнулся. Однако ежедневные интервенции Банка России по продаже валюты на рынке, которые сглаживают волатильность рубля, наверняка сдержат ослабление российской валюты.

Елена ЮМАНОВА.