«Сердечному другу . . .», или «Встречи на дорогах войны»

История солдатского медальона

3 Апрель 2020 543

70 лет пролежал в архиве нашего земляка Ильи Львовича Сельвинского медальон смертника, принадлежавший неизвестному солдату Великой Отечественной войны. В середине 1990-х годов семья поэта передала его в Симферопольский музей.

Медальон в форме ладанки достался солдату, вероятно, от отца или деда, участников Первой мировой войны. В медальоне оказалась записка с хорошо читаемым текстом: Иван Григорьевич Хохлов, 1919 года рождения, из РСФСР, Орловской области, Сосковского р-на, Кировского сельсовета, колхоз «Доброволец». 176 стрелковая дивизия. Вместе с запиской находилась фотокарточка девушки с надписью на обороте: «Сердечному другу от друга сердца.17.VI.43. Валька».
После того как информацию о медальоне разместили в соцсетях, нам написала внучка Ивана Григорьевича - Ирина Хохлова. Она прислала фотографии, статью из газеты, военный билет, сведения о наградах, рассказала о судьбе дедушки.
Иван Хохлов в 1939 году был призван в Красную Армию. Служил в Котовске.
В 1940 году армия готовилась к возможному конфликту с Румынией из-за Бессарабии. Часть, где служил Иван, со старой границы по Днестру перешла на границу по реке Прут у города Бельцы. 22 июня рано утром немецко-румынские войска обрушили удары авиации и артиллерии на позиции части, где служил Иван Хохлов. Угроза окружения вынуждала отступать, нанося контрудары по врагу. Отступали до Ростова, отбросили немцев за реку Миус. Но летом 1942 года пришлось отступать вновь, к Новороссийску и Туапсе. У Джубги и Горячего Ключа стояли насмерть и остановили захватчиков. Знали, если враг прорвётся через Кавказский хребет, дорога по побережью ему будет открыта до самой Турции. Бились до последнего бойца, и враг к Туапсе не прорвался. После победы Красной Армии под Сталинградом, началось наступление на Кавказе. Иван Хохлов с 1943 года служил в 55-й дивизии рядовым стрелком.
После освобождения Кавказа и Кубани, в ноябре 43-го, началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. Тогда и встретились рядовой Хохлов и поэт, военный корреспондент фронтовой газеты «Вперед за Родину!» подполковник Илья Сельвинский.
Илья Львович прибыл в Крым 20 августа 1941 года и возглавил литературный отдел армейской газеты «Сын Отечества». В сентябре 41-го участвовал в боях на Перекопе и Сиваше, отступал с 51-й армией на Тамань, в ноябре вернулся в Крым с Керченско-Феодосийским десантом. Возглавлял литературный отдел фронтовой газеты «Боевой натиск». Потом воевал на Северном Кавказе, работая в газетах «Вперёд к победе» и «Вперёд за Родину!».
Хохлов и Сельвинский встретились 3 ноября 1943-го во время высадки отвлекающего немцев десанта на плацдарм северо-восточнее Керчи.
Северо-восточный плацдарм на участке от Азовского моря до предместья Керчи был захвачен. Фронт стабилизировался до апреля 1944 года. Северо-Кавказский фронт оттянул на себя с Перекопского направления значительные силы крымской группировки врага и сорвал его намерения нанести контрудар по войскам 4-го Украинского фронта. Северо-восточный керченский плацдарм был использован в апреле 1944 года для наступления вглубь Крымского полуострова и освобождения Крыма.
Во втором эшелоне десанта вместе с войсками 56-й армии, возглавляемой генералом Борисом Аршинцевым, высаживались Иван Хохлов и Илья Сельвинский.
6 ноября Хохлов был ранен, долгое время лечился в госпитале, затем оказался на Западном фронте в Бобруйске, снова был ранен, освобождал Кенигсберг, Чехословакию, Берлин. Боевой путь солдата отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной вой­ны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Борис Николаевич Аршинцев погиб 11 декабря 1944 года. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вернувшийся с войны в Орловскую область Иван Хохлов женился, много лет возглавлял колхоз, воспитал трёх сыновей.
Илья Сельвинский, «при жажде таскать в своё стиховое гнездо всё, что попадётся на дороге», поднял утерянный раненым Иваном Хохловым медальон и унёс его с собой. Возможно, надеялся написать очерк об истории медальона и встрече с его владельцем.
После десанта поэт попал в Аджимушкайские каменоломни с 383-й стрелковой дивизией генерал-майора Вениамина Яковлевича Горбачёва, состоявшей из шахтёров Донбасса.
В письме жене Сельвинский делился своими впечатлениями: «Вообще-то, что можно видеть и узнать на фронте - ни на каких жизненных поворотах не встретишь. Становишься хранителем целого музея героев, трупов и бесконечных разновидностей человеческого горя». Об этом памятнике человеческого горя поэт рассказал в стихотворении «Аджимушкай».
В мае 1945 года Илья Сельвинский, служа в газете 1-й ударной армии Второго Прибалтийского фронта «На разгром врага», написал жене: «Дорогая моя жёнка! Горячо поздравляю тебя с великим днём Победы!.. В этот день в 1942 году мы отступали в Крыму. Это был один из самых тяжёлых дней в моей жизни, так как все свои личные несчастья я могу как-то превозмочь, но когда терпит катастрофу армия, то есть целое, в котором я только частица, - здесь особенно горько ощущение бессилия. Но сегодня, 9. 5. 45 я еду с генералом В. принимать дивизию, которая сдалась на капитуляцию. Понимаешь! 350000 сдаются на нашем фронте».
Каждая крупица судеб защитников Отечества важна как свидетельство общего героического свершения нашего народа. Когда плечом к плечу военачальники и рядовые, поэты и художники, учёные и колхозники стали в одну шеренгу, и проявив мужество и отвагу, отстояли мир от коричневой чумы фашизма.
И мы бережно храним эти крупицы, чтобы передать грядущим поколениям.

Илья Сельвинский.

Иван Хохлов.

Людмила ДАЙНЕКО,
старший научный сотрудник Дома-музея  И. Сельвинского.