Недобрососедские отношения

29 Февраль 2020 462
Рафаэль Гусейнов.
Рафаэль Гусейнов.

Отношения России и Польши простыми не назовёшь. Слишком много у нас накопилось друг к другу претензий. Сегодня противостояние разворачивается преимущественно на идеологических фронтах. Раздающиеся там пропагандистские залпы заметно осложняют отношения между людьми и мешают развитию экономических связей. Польская политическая элита с настоящим остервенением обвиняет Россию в многочисленных грехах, а западным странам навязывает свой взгляд на исторические события, в частности Вторую мировую войну. Осквернению подвергаются советские воинские захоронения на территории Польши, жертвами хулиганских выходок всё чаще становятся как отдельные наши сограждане, так и российские дипломатические учреждения. Сегодня Варшава по праву может считаться общеевропейским штабом антироссийской пропаганды.

Ввиду исторической ненависти

Чтобы понять, чем обусловлено такое отношение, необходимо сделать экскурс в историю. Речь Посполитая была когда-то крупнейшим государством на территории нынешней Европы, но цепь внешнеполитических ошибок привела к тому, что в
1767-м Польша фактически стала протекторатом России. Самая крупная война, в которой участвовали русские и поляки, находясь по разные стороны линии фронта, состоялась в 1812 году. В Великой армии Наполеона служили около ста тысяч поляков (второй по численности национальный контингент после французов). Подавив польское восстание 1830-1831 годов, император Николай I объявил Польшу неотъемлемой частью Российской империи.
Экономическое развитие Польши после присоединения к России получило значительное ускорение. Но в целом поляки не захотели стать своими в многонациональной Российской империи. Призванные на службу во время Кавказских войн польские солдаты и младшие офицеры охотно сдавались в плен джигитам Шамиля. Поляки обучали горцев стрельбе из современного оружия, в том числе артиллерийского, переходили на их сторону и сражались против армии царя, подданными которого они были.
Первая мировая война, распад Российской и Австро-Венгерской империй помогли Польше обрести независимость. В августе 1918-го в Декрете Совнаркома РСФСР было заявлено об отказе от договоров России с Австрией и Пруссией о разделе Польши. Польские историки утверждают, что это был «вынужденный шаг» молодой республики Советов. Пусть так. Но Москва продемонстрировала добрую волю, нежелание дальше конфликтовать. Ослабленная военной интервенцией и Гражданской войной Россия боролась за выживание. Война с Польшей шла с переменным успехом, но после тяжёлого поражения под Варшавой советских войск под её контроль отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. И вот здесь мы переходим к одной из самых трагичных страниц в истории наших отношений с Польшей.
После поражения в польских лагерях оказались десятки тысяч красноармейцев и интернированных. До сих пор нет точных данных о том, сколько из них погибли и от чего именно. Официальные польские источники утверждают, что причиной гибели стали инфекционные заболевания, тяжёлые условия содержания. В переводе с польского это означает, что пленных не лечили, держали в голоде и холоде, издевались и мучили. Однако официальная Варшава отказывается признать ответственность за смерть этих людей.
Посольство Польши в Мос­кве в последние годы не раз резко реагировало на публикации российских СМИ по этой теме, требовало не называть «концентрационными» лагеря на территории Польши, где находились пленные красноармейцы. А как иначе можно назвать зоны, где за колючей проволокой содержались в ужасающих условиях десятки тысяч военнопленных? Самыми страшными были два объекта - Стшалково и Тухоль.
Поляки не любят принятое в российской историографии выражение «концлагерь Освенцим». Действительно, Освенцим - это название города, а лагерь был немецким и назывался «Аушвиц-Биркенау». Но ведь не одни мы должны быть точными с дефинициями, самих поляков это тоже касается. В годы правления Юзефа Пилсудского, а он фактически управлял Польшей с 1918-го до самой своей смерти в 1935 году, концлагеря стали основой пенитенциарной системы страны.

Уроки Катыни

Одним из самых мрачных эпизодов в летописи наших отношений с Польшей стал расстрел в Катыни польских офицеров. В 1990-м извинения за этот трагический инцидент Польше принёс Михаил Горбачёв. Президент Борис Ельцин встал на колени перед памятником погибшим в Варшаве. Преклонил колено в Катыни в 2010 году и Владимир Путин, отдавая дань памяти невинных жертв.
В начале февраля канцелярия польского президента Анд­жея Дуды сообщила, что он не поедет в Смоленск, где 10 апреля пройдут траурные мероприятия по случаю 10-й годовщины авиакатастрофы, в которой погибли тогдашний президент Лех Качиньский и ряд других высокопоставленных политиков. Если бы я мог дать совет Дуде, то порекомендовал бы, раз уж в Смоленск ему не хочется, отправиться в этот день в Тухоль. По сведениям польской же стороны, здесь в 1919-1921 годах погибли около 22 тысяч наших граждан. Сегодня там находится цементный завод, неподалёку - канализация, куда сливаются сточные воды и нечистоты. Рабочие жалуются, что, копая землю, постоянно натыкаются на человеческие кости. Может быть, польскому президенту стоит побывать здесь, возложить венок памяти безвинно погибшим, покаяться.
Я хорошо помню, как после гибели польской делегации в том самолёте два российских федеральных телеканала показали фильм Анджея Вайды «Катынь». В программе «Пос­лесловие» сразу после трансляции фильма режиссёр Никита Михалков, депутат Госдумы Константин Косачёв и другие уважаемые гости соревновались в политкорректности, оценивая эту киноленту. При этом они утверждали, что фильм, дескать, не политический. Правда, в разгар дискуссии в эфире появился сам Вайда, который сказал, что фильм всё же «политический». Нашлась и группа товарищей, предложивших наградить Вайду Гос­премией России. Мне трудно представить, что по польскому телевидению может быть показан российский фильм о том, как в польских концлагерях в 1920 году уморили голодом, усмиряли штыками и рубили шашками на скаку безоружных людей - советских военнопленных. И совсем фантастикой выглядит предположение, что кому-то в Польше придёт в голову идея выдвинуть такую картину на соискание государственной награды.
В российских СМИ сейчас оживлённо комментируют резкое обострение отношений с Польшей, беспрецедентно грубые заявления польских официальных лиц. Вспоминают и жёсткие реплики президента России Владимира Путина, назвавшего польского посла в нацистской Германии «сволочью» и «антисемитской свиньёй». Согласен ли я с такими заявлениями российского президента? Нет, не согласен.
Я бы высказался резче.

Рафаэль ГУСЕЙНОВ.
кандидат исторических наук, секретарь Союза
журналистов России.