«Делать ставку на отечественного потребителя»

27 Февраль 2020 2000
Александр Тишкин.
Александр Тишкин.

Пока между бизнесом и властью не наладится конструктивный диалог, о полноценном развитии экономики региона говорить не приходится. Получается ли установить такое взаимодействие в Крыму? Что снижает инвестиционную привлекательность полуострова? Действительно ли крымский бизнес страдает от административного гнёта? Об этом мы говорили с руководителем керченского отделения объединения предпринимателей «Опора России» Александром ТИШКИНЫМ.

Всё своё

- Крымские власти сейчас уделяют большое внимание развитию сельского хозяйства и туризма. На ваш взгляд, прио­ритеты выбраны верно? Или следовало бы сделать ставку на какие-то другие отрасли?
- Нужно понимать, что существуют жизненно важные направления, развивать которые необходимо. Для нас - не только для Крыма, но и для всей России - очень актуален вопрос продовольственной безопасности. Значит, в первую очередь нужно развивать сельское хозяйство, чтобы оно могло обеспечивать население продуктами питания, минимизировав импорт. Поэтому, на мой взгляд, развитие агропромышленного комплекса действительно является первостепенной задачей.
Что касается сферы курортов, то здесь суть всё в той же концепции импортозамещения. Зачем нашим гражданам ездить, например, в Турцию - страну сейчас не самую благонадёжную для жителей России, или ещё куда-то? Надо развивать свои курорты. Тем более что в нашей стране очень много красивых и интересных мест.
Поэтому я считаю, что акценты властями расставлены верно: надо заниматься импортозамещением не только в сфере высоких технологий, но в первую очередь в тех отраслях, которые являются жизненно важными.
- Как насчёт промышленности: эта отрасль получает достаточно поддержки и внимания со стороны государства?
- В масштабах страны ежемесячно открывается масса новых высокотехнологичных производств. Строятся заводы, фабрики, агропромышленные комплексы. Что же касается Крыма, то мы пока только в начале пути промышленного развития. Прошло всего пять лет - очень короткий период с учётом того, что до этого промышленность находилась в состоянии полной разрухи. Поэтому каких-то колоссальных изменений в отрасли ждать пока рано. Сейчас, мне кажется, крымская промышленность ещё находится в состоянии распада. Рассмотрим ситуацию на примере Керчи. Это город двух морей, город портов. Сейчас в связи с международной изоляцией, в которой оказался Крым из-за санкций, актуальность керченских портов практически исчезла. Стали невостребованными судоремонтные предприятия, которые до 2014 года две трети заказов получали от иностранцев. Как следствие - сокращение трудовых коллективов. Целое направление деятельности, которое раньше приносило существенную прибыль, для города оказалось закрытым. Сейчас остались только местные операторы, которых не так уж много, и отрасль просела очень сильно. И пока не будут решены глобальные вопросы, касающиеся санкционной политики против Крыма, решить эту проблему не получится.
Что касается судостроения, то в этой отрасли ситуация изменилась в лучшую сторону. Государство загрузило заводы заказами. Предприятия смогли провести модернизацию своих производственных мощностей и постепенно выходят на новый уровень работы. Но этот прогресс движется медленно, потому что можно, конечно, построить завод, оснастить его хорошим современным оборудованием, но если не будет самого главного - специалистов, у предприятия нет никаких шансов реализоваться в перспективе.

Простая арифметика

- Именно на отсутствие кад­ров жалуются представители многих отраслей крымского бизнеса. Причём кадровый голод ощущается на всех уровнях: нет ни специалистов, ни толковых управленцев, ни рабочих рук. Почему некому работать?
- У Крыма в этом отношении достаточно большой потенциал. Республика и при Украине была промышленным регионом, во всяком случае, восточная её часть, поэтому квалифицированных кадров хватало. Однако после того как Крым стал российским, у людей появилась возможность найти работу на материке. А в связи с тем, что в стране сейчас строится много крупных и современных предприятий, люди попросту «вымываются» из нашего региона, уезжая туда, где больше платят. В Крыму, к сожалению, зарплаты очень низкие. Даже в таких отраслях, как судоремонт и судостроение.
Решить эту проблему можно одним способом - повышать оплату труда. Предприниматели, которые строят заводы на материке, в том числе при участии государства, понимают ценность специалистов. Зарплата на их предприятиях может составлять 130-150 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, на предприятиях Керчи работник того же уровня может зарабатывать лишь около 50-60 тысяч. Вот и вся арифметика. Плюс к этому материковые предприятия предлагают сотрудникам подъёмные, обеспечивают жильём, гарантируют полный соцпакет. Потому что собственники понимают: завод-то они построили, но если на нём не будет специалистов, он бесполезен. Поэтому они стягивают людей со всей России. В том числе из Крыма.
- Почему же крымские предприниматели так низко ценят труд тех, кто на них работает?
- Они ориентируются на средние расценки в регионе. К тому же, зачастую платить много просто нет возможности, поскольку предприятия приносят скромные прибыли. Санкции очень сильно мешают Крыму развиваться, кто бы что ни говорил. Поэтому республика может рассчитывать на внутренний туризм, на сельское хозяйство и другие отрасли, удовлетворяющие сугубо внутрироссийский спрос. Ориентироваться на экспорт сейчас очень сложно - нужно делать ставку на отечественного потребителя.
Надо понимать, что такая политика действует в стране всего пять лет. Как и принцип импортозамещения - раньше практически всё ввозилось в Россию из-за рубежа. И теперь оказалось, что даже те направления, которые были развиты при Советском Союзе, попросту отсутствуют. Многие отрасли пришлось создавать почти с нуля. Например, строительство двигателей, гражданское самолётостроение и так далее. Это очень сложно - вся экономика перестраивается на новые рельсы. Идёт бешеная нагрузка на страну, но она справляется, развивается.
И самое главное - динамика накапливается, и весь процесс ускоряется.

Есть диалог

- Несмотря на усилия влас­тей, инвестиционная привлекательность Крыма невысока. Многие предприниматели жалуются на сложные условия ведения бизнеса: коррупцию, административные барьеры и так далее. На ваш взгляд, насколько сложно вести в Крыму предпринимательскую деятельность?
- Республика с точки зрения размещения здесь бизнеса является регионом вполне привлекательным и перспективным.
У нас дешёвые трудовые ресурсы, и многие отрасли пока не развиты. Это значит, в них нет конкуренции и рентабельность чрезвычайно высока. Например, эфиромасличная отрасль в сельском хозяйстве. В Крыму она представлена буквально двумя-тремя предприятиями. Скажем, во Франции это направление представляют сто-двести предприятий. Естественно, инвестировав средства в эфиромасличное направление в Крыму, бизнесмен столкнётся с минимальным противодействием со стороны конкурентов. Отрасль имеет свою ёмкость, она не перенаполнена. При этом есть стабильный спрос на её продукцию. Как следствие, рентабельность будет очень высока, потому что там, где достаточно плотная конкурентная среда, уровень рентабельности снижается и стремится к нулю.
Конечно, в Крыму есть свои сложности. Например, нет доступных финансовых ресурсов, поскольку крайне мало банков. Если же говорить об административных барьерах, то лично я их не чувствую. Например, до 2014 года на нашем предприятии проверки различных надзорных ведомств проходили по два-три раза в месяц. Сейчас такого нет. То есть мы можем спокойно работать, не испытывая излишнего административного давления.
В целом могу сказать, что правительство республики прислушивается к бизнесу, явно настроено на диалог и готово в случае необходимости оказывать содействие.
- В Крыму действительно существует много программ поддержки бизнеса, но чиновники жалуются, что предприниматели не очень активно ими пользуются. В чём причина?
- Во-первых, в недостаточной популяризации этих программ. В идеале о каждой из них нужно делать брошюру, в которой будет собрана вся основная информация: перечень необходимых документов, требований и так далее. Кроме того, должны быть определены и указаны конкретные лица в уполномоченных ведомствах, с которыми можно было бы проконсультироваться в случае необходимости.
Во-вторых, зачастую для получения государственной поддержки требуется собрать очень большое количество документов, но не факт, что в итоге ты эту помощь получишь. То есть предприниматель зря тратит время и силы. Многих такая перспектива останавливает. Возможно, процедуру предоставления господдержки следовало бы сделать менее бюрократизированной.

Елена ЮМАНОВА.