Герои. Имена на карте

18 Февраль 2020 1027

Большинству из нас они, увы, ничего не скажут - просто названия населённых пунктов полуострова. Старинных, не очень больших, со своими трудностями и радостями. И только история, сам полуостров, выстоявший в Великую Отечественную, спасённый, хранит в памяти лица, имена, подвиги своих героев. В канун юбилея Великой Победы «Крымская правда» напоминает о некоторых из них.

Глазовка
Селение на территории нынешнего Ленинского района, «с четырьмя колодцами, в 15 дворов, где черкесы с татарами жили», существовало ещё в Крымском ханстве и именовалось Баксы. К России оно отошло в 1774-м по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, окончившему очередную Русско-турецкую войну. Под именем Баксы и существовало до 21 августа 1945-го, а после стало Глазовкой - в честь героя, старавшегося вместе с боевыми товарищами освободить селение и весь полуостров от фашистов. Правда, теперь мы вряд ли узнаем, почему от фамилии воина в названии села решили использовать лишь четыре буквы - «глаз». Возможно, посчитали, что полностью производное от фамилии название будет выглядеть в документах непривычно. Да и солдат, в честь которых могли назвать тогда село, - двое. Чаще всего принято упоминать Героя Советского Союза Василия Егоровича Глазкова.
Парню было 19 лет, когда дорога войны привела его на полуостров - в составе 51-й армии наводчик орудия 369-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона 263-й стрелковой дивизии форсировал Сиваш, продвигаясь вглубь полуострова. Дивизия за те бои получила почётное наименование «Сивашская», а уроженец Тамбовской области в конце апреля 1944-го был награждён медалью «За отвагу». У скальных массивов в Белогорском районе 11 апреля 1944-го «наводил орудие точно по огневым точкам противника, уничтожил два станковых пулемёта и 10 немцев». Спустя месяц на гимнастёрке солдата появился и орден Красной Звезды. «За время боя с 8 по
9 мая 1944-го, - читаем в наградном листе, сохранившемся в архиве Министерства обороны страны, - при штурме Севастополя действовал в передовом отряде. Смело и решительно. На ближних подступах к городу и в уличных боях, стреляя метко из орудия, уничтожил три станковых пулемёта, один ручной, дзот противника и до 10 солдат и офицеров». Запомнился Крым сержанту Василию Глазкову и лёгким ранением в боях за Севастополь 9 мая
1944-го. После боевые пути вместе с 51-й армией, что когда-то сформировалась у нас, увели в Прибалтику, в Восточную Пруссию. За бои там награждён орденом Славы III степени и медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. После Победы вернулся на родную Тамбовщину, работал экспедитором райпотребсоюза. Почётного гражданина Моршанского района, в котором и родился 13 января 1925-го, не стало 14 февраля 1987-го. Похоронили героя в родном селе Ракша, установив мемориальную доску на здании местной школы. А в Крыму считается, что в его честь после войны переименовали село.
Справедливости ради, отметим, что при всём героизме Василия Глазкова, село в Ленинском районе всё же не связано с его именем. Хотя бы потому, что боевой путь наводчика артиллерийского дивизиона там не проходил. А селение Баксы названо Глазовкой в честь другого Героя Советского Союза - десантника Григория Исаевича Выглазова.
В минувшем году исполнилось сто лет, как он родился в Западно-Сибирском крае. Крепкий выносливый парень в армии, куда в 1939-м призвали после переезда в Киргизию, стал служить в недавно созданных воздушно-десантных вой­сках. Боевые дороги привели на полуостров в мае 1942-го. Парашютный батальон разведотдела штаба Крымского (с 19 мая - Северо-Кавказского) фронта вёл ожесточённые бои, обеспечивая эвакуацию остатков почти разгромленных боевых частей, что несколькими месяцами ранее провели удачную Керченско-Феодосийскую десантную операцию. Ефрейтор Григорий Выглазов в батальоне командовал отделением, неоднократно ходил в разведку, добывая сведения, позволявшие неожиданно для фашистов контратаковать, сдерживая вражеское наступление. Контратаковали парашютисты и 16 мая 1942-го, заставив гитлеровцев немного отступить от переправ на Еникале и Опасной. В том бою наш герой бутылками с зажигательной смесью уничтожил три вражеских танка, из автомата в упор смог расстрелять восемь солдат противника, ещё 12 подорвал гранатой. Когда не осталось оружия, пошёл в рукопашную схватку. Погиб, до последнего прикрывая эвакуацию Крымского фронта. 22 февраля 1943-го посмертно награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
Дома воина, похороненного на месте боя в селении Баксы, ждала то ли мама, то ли молодая жена - Феодосия Выглазова.
В Сибири в память о нём названа поселковая улица и школа, а в Глазовке (Выглазовке) есть воинский мемориал, где, среди более чем пяти тысяч защитников и освободителей полуострова, покоятся и его останки.
Вилино
В чью честь 72 года назад переименовали селение Бурлюк в Бахчисарайском районе, известно точно - Ивана Петровича Вилина (хотя в некоторых источниках его почему-то именуют Павлом Фёдоровичем). Населённый пункт тоже старинный: ещё в документах Крымского ханства, что сохранились в Государственном архиве Республики Крым, есть упоминание о татарской деревне Урлюк за 1621 год. Уже во времена Российской империи название слегка изменили: сохранились сведения, что в начале XIX века земли деревни принадлежали потомкам Стефана Мавромихали, георгиевского кавалера, командую­щего греческими военными формированиями в Крыму, сподвижника Александра Суворова и Григория Потёмкина. В селении было 36 дворов, где проживали несколько цыган, а остальные - крымские татары. Знаменит Бурлюк и тем, что в сентябре 1854-го неподалёку состоялось Альминское сражение - крупнейшее в Крымскую войну. 18 мая 1948-го Бурлюк стал Вилино, год назад в центре села появился памятник человеку, давшему новое имя старинному населённому пункту.
Иван Петрович Вилин, генерал-майор авиации, родился в 1901 году в небольшом селе Волдама Санкт-Петербургской губернии, в Красной Армии с 1920-го. Службу парень выбрал высокую - окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков, пройдя путь от простого пилота до командира бригады. Во время боёв за Крым был уже заместителем командира 214-й штурмовой авиадивизии, что поддерживала вначале десант на Эльтиген, а потом и всю наступательную операцию по освобождению полуострова. «Через станцию наведения, находясь на командном пункте на Таманском полуострове, умело и энергично управлял бомбардировочными и штурмовыми ударами по противнику, отступающему на Керченский полуостров. Руководил боевыми вылетами 214-й штурмовой авиационной дивизии (вскоре получившей почётное наименование «Керченская». - Авт.) по очищению от немецких войск Керченского полуострова». Хоть и солидное воинское звание было у лётчика, в штабе он отсиживаться не привык, постоянно вылетая на сложные боевые задания. На Керченском полуострове, к примеру, «девять раз, показывая подчинённым исключительную смелость и отвагу. Огнём его штурмовика уничтожены десятки вражеских автомашин, барж в порту Камыш-Бурун».
Не изменил офицер воинскому долгу и в боях за Севастополь. 17 апреля 1944-го возглавил боевую группу по штурму фашистов, расположившихся на аэродроме мыса Херсонес. Огнём вражеской артиллерии его Ил-2 был сбит, тяжело раненому лётчику удалось увести машину за линию фронта. Но неподалёку от села Охары-Каралез (Залесное), когда лётчик всё же потерял сознание, неуправляемый самолёт врезался в гору. Известно точное время - 15.40, его зафиксировали партизаны и военврач дивизии, когда найдя лётчика, оказывали ему первую помощь. Увы, с многочисленными тяжёлыми травмами не смогли совладать и врачи эвакогоспиталя в Симферополе: «в 12 часов 19 апреля, не приходя в сознание, генерал-майор умер». Похоронили лётчика на улице Пушкина, 21, - в сквере напротив обкома ВКП(б), его ещё именовали Профсоюзным (Семинарским). Считается, что в начале 70-х годов прошлого века останки захороненных там защитников и освободителей полуострова перенесли на созданный военный мемориал на улице Старозенитной. Стандартное надгробье на могиле генерал-майора авиации - в первом секторе. Посмертно в конце апреля 1944-го Ивана Вилина наградили орденом Отечественной войны первой степени, а дома в Чкалово (Оренбурге) его ждала жена Нина Яковлевна.
Три судьбы, разный возраст, звания, род войск… Три жизни, отданные за наш полуостров, во имя Победы. Не забывайте, крымчане!

Земляки, читатели, в каждой семье есть те, кто сражался, трудился в Великую Отечественную. Те, чьи портреты, имена вы несёте в колонне
9 Мая, чьи награды храните. Давайте помнить и гордиться вместе.
В канун 75-летия Великой Победы просим вас рассказать о своих, о наших героях. Пусть мир узнает о них не только по портретам «Бессмертного полка», но и по рассказам родных в «Крымской правде». Ждём ваши письма, истории, фотокарточки героев. Особенно ждём рассказы тех, кто знает о Великой Отечественной не понаслышке, кто в «сороковые-роковые» приближал Победу. Давайте вместе сохраним память о героях Великой Отечественной, фронтовиках, партизанах, подпольщиках, тружениках тыла, взрослых и маленьких победителях.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.