Письма в "Крымскую правду"

12 Февраль 2020 902
Детдом, где вырос читатель, находился в посёлке Алыгджер. Фото с сайта verbludvognt.ru
Детдом, где вырос читатель, находился в посёлке Алыгджер. Фото с сайта verbludvognt.ru

Шанс на жизнь

Анна Карловна Вото с мужем, эстонцы по национальности, оказались в нашем селе в конце сороковых годов. Какая беда привела их сюда, в наши глухие сибирские края, точно не знаю. Надо сказать, что село Верхняя Гутара находится далеко от ближайших городов Сибири, в дебрях Саянских гор. Анна Карловна в нашем селе была председателем сельского совета, муж её, плохо говоривший на русском языке, не работал. Его часто видели на рыбалке, мы, детвора, смеялись на его ругань на ломаном русском языке в адрес комаров. В то время мой отчим, тяжело раненый на войне, стал пить, участились семейные скандалы, а у пятилетней сестры Тамары обнаружили туберкулёз. Мама не могла охотиться, в семье кроме меня было ещё 4 малыша. После смерти моего отца мы лишились денег, которые он присылал с Украины. Анна Карловна пыталась выхлопотать пенсию для меня, но тщетно - надо было собрать много документов. Она устроила маму в сельсовет истопником. Я целыми днями со сверстниками находился на улице или уходил в лес, где иногда ночевал. Анна Карловна часто приходила к нам домой, однажды она предложила маме: «Варя, вижу, как вы тяжело живёте. Отправь Борю в детский дом, он у тебя смышлёный, выживет, а здесь ты его погубишь. Я помогу его оформить, а с младшими всё же будет легче…». Мне было 9 лет, стал уговаривать маму отдать меня в детдом. В действительности это было бегство от полуголодного детства, ведь только летом, уезжая к дедушке на оленьи стада, я мог набраться сил. Пообещал маме, что выучусь, стану инженером и заберу её к себе. Конечно, кто такой инженер я толком не знал, хотя учился в третьем классе. Однако человек в кожаном чёрном пальто и шляпе (он руководил взрывными работами при строительстве у нас аэродрома, куда мы бегали, несмотря на запреты) был моим кумиром и назывался инженером.
И вот накануне нового 1952 года, попрощавшись с мамой, я сел в розвальни и с ездовыми, они ехали верхом на конях, покинул село. Путь в основном проходил по льду рек. Периодически я, выскочив из тулупа, бежал рядом с лошадьми, чтобы не замёрзнуть. Через три дня мы приехали в Алыгджер, где находился детский дом. В то время этот посёлок был центром Тофаларского района. Вскоре я стал воспитанником детдома, где встретили приветливо, воспитатели и дети окружили, просили спеть. Пел запомнившуюся по кинофильму песню о колодце, студёной воде. Так началась жизнь вдали от мамы и маленьких сестёр, по которым я долго тосковал.
В детском доме был накормлен, одет, хотя на одежде были заплатки и обувь после ремонта. Впервые было постельное бельё, раз в неделю - баня. Рядом всегда были воспитатели: выполнение домашнего задания, чтение, игры и многое другое было на их плечах. Учиться я стал лучше. Детский дом имел подсобное хозяйство: коровы, лошади, а ещё столярная мастерская. Дети привлекались к работам под руководством взрослых. В конце мая - посадка картофеля; в июне жили по режиму пионерского лагеря, ходили в горы; в июле заготавливали сено и дрова на зиму, а в августе - грибы и ягоды.
В общем, я был счастлив.
В конце 7 класса мне помогли найти родственников по отцу, уехал к ним. Благодаря родне, семье военного лётчика Михаила Шульженко, имевшего своих 3 сыновей, я получил образование, отслужив в армии, стал работать. Это они не уставали советовать, наставлять меня, заботиться, напоминали, чтобы писал маме письма. С мамой мы встретились через 15 лет, накануне нового 1967-го. Сёстры учились, отчима уже не было, а я всю жизнь помню тот разговор председателя сельсовета и мамы. Своё обещание я выполнил, стал инженером, неоднократно привозил маму в Симферополь. Но, прожив тут не более полугода, она начинала скучать, болеть. Травы и различные снадобья, в том числе и животного происхождения, заканчивались, и она просилась обратно в тайгу, в горы. Председатель сельсовета Анна Карловна Вото вскоре после моего отъезда уехала с мужем, дальнейшую их судьбу не знаю. Но всегда помню эту женщину, давшую мне шанс выжить. Мамы давно нет, нет и моих фактических приёмных родителей Нины Пименовны и Михаила Давидовича Шульженко. Я был с ними до самой их смерти. К моей большой радости нашёл и переписываюсь с воспитательницей детдома Зоей Михайловной Белозёровой, которой в этом году исполнилось 90 лет.
Я благодарен людям, которые встретились в жизни, за их неравнодушие и доброту. Дорогие мои, я вас помню.

Борис ТИМОФЕЕВ.
с. Белоглинка.

Ялта отстроена его руками

Он посвятил жизнь Крыму, Южнобережью, хотя сам родом из соседней Ростовской области. А ещё его жизнь - служение людям, своей семье и многолетняя дружба с «Крымской правдой». На таких, как наш отец и дедушка, Григорий Николаевич Тормосин, всегда держится страна, они её берегут и развивают.
Он родился 5 февраля 1938-го в селе Нагорное Морозовского района Ростовской области. Жизнь тогда была нелёгкая, а в деревне особенно. В Великую Отечественную по селу дважды проходила линия фронта, полгода Нагорное было в оккупации, люди голодали, мёрзли зимой, каждый миг были на волосок от гибели - фашисты зверствовали. Наконец, радость освобождения, но и боль похоронки - глава семьи Николай Александрович погиб в сентябре 1941-го в Белоруссии. Наша будущая бабушка и прабабушка Фаина Леонтьевна осталась одна с четырьмя детьми, мал мала меньше. Думая об их будущем, она летом 1944-го приняла предложение вербовщиков о переезде в Крым, где «тепло, много земли для тружеников». Тогда никто и не знал, что на полуострове, тоже потерявшем многих жителей во время фашистской оккупации, произошла накануне ещё и депортация, работать в колхозах стало практически некому. Семью привезли в Османчик (с 1948-го - Холодовка под Судаком, в память о командире партизанского отряда Никите Холоде, погибшем в бою в 1942-м). Дали дом и началась жизнь на новом месте, разная - трудная и созидательная. Голод, бедность на долгое время были спутниками, чтобы вырваться из их плена, Григорий поступил фабрично-заводское училище в Феодосии, где за десять месяцев освоил специальность штукатура (как рассказывает, учиться было интересно, а главное - там кормили). По распределению оказался в Ялте - надо было восстанавливать и строить курорт.
Посвятив 55 лет жизни строительству, отец вышел на пенсию мастером, начальником участка в СУ-36 трес­та «Ялтагоржилстрой». Нам очень нравится слушать его рассказы о том, что раньше было в городе и что стало теперь. Отец душу и силы отдавал работе, всегда был в числе лучших, о чём свидетельствуют записи в трудовой книжке и грамоты в семейном альбоме. Вместе с любимой Татьяной Романовной воспитали двоих детей. Увы, жизнь не бывает без потерь - 15 лет назад наша мама ушла из жизни. Всем, что есть у нас, жизнями мы все обязаны родителям. Спасибо им большое.
Папа наш теперь помогает познавать жизнь трём внукам. Очень хотим со страниц газеты ещё раз поздравить нашего любимого папу и дедушку с днём рождения, пожелать ему крепкого здоровья и удачи.
А силы духа и целеустремлённости ему не занимать!

Семья ТОРМОСИНЫХ.
Ялта - Судак.

Мысли по поводу. . .

…вандалов

Прочитала в «Крымской правде» мнение читателя о том, что в республике надо ужесточить наказание за вандализм, а к поимке таких хулиганов привлечь казачество и народное ополчение. Полностью согласна: ужесточить и многократно, чтобы не отделывались лёгкими штрафами, а получали реальные, пусть и небольшие, но уголовные сроки. Мы тоже столкнулись с таким вандализмом: собрались с соседями, сделали детскую площадку. Но нашлись уроды, которые ночью, развлекаясь, вырвали качели, сломали все скамьи, подожгли песочницу. Благодаря записи с камер мы смогли вычислить этих малолетних хулиганов. По суду их родители заплатили штраф, клялись, что накажут своих балбесов, только бы мы заявление не писали в полицию. Мы согласились, а спустя несколько месяцев эти подростки сломали площадку в соседнем дворе, пытались и у нас, но мы её отгородили от таких гуляк. Так что штрафы, ругань, трёпка - неэффективны. Только аресты и сроки позволят обуздать вандализм.

Марина СИМОНЕНКО.
Евпатория.

* * *

…парковки на газоне

Недавно газета рассказывала о том, что на газонах парковать машины запрещено. Это правильно, но редко кем соблюдается. Мой сосед постоянно паркуется в небольшом скверике у нашего дома. Как-то мне это надоело - ухаживаю за сквером, цветы сажаю - вызвала эвакуатор, забрали его машину на штрафстоянку. Так он потом такую истерику устроил, что забрать машину сложно, бумаг тонну заполнить, да ещё и заплатить за эвакуацию. Интересно, а когда сам правила нарушил, об этом не думал?

Виктория ВЛАДИМИРОВА.
Симферополь.

 

*  *  *

…аферистов

Хочу через газету предупредить пожилых людей о телефонных аферистах. Последнее время они вновь активны. По стационарному или мобильному телефону могут позвонить ближе к ночи. А потом сразу огорошить вестью о том, что ваш родственник попал в аварию, чтобы откупиться надо перевести деньги. Мне повезло: аферист стал рассказывать, что мой сын сбил человека, теперь нужен выкуп. Так убедителен был, что чуть не поверила, благо, сообразила, что никого сын сбить не мог.
У меня все три - девочки, а сына нет. А соседка моя так попала: почти 10 тысяч отдала аферистам, а сын, оказывается, в тот день вообще за руль не садился. Так что будьте сами внимательны.

Валентина ДЕНИСОВА.
Симферополь.

Кто помнит, напишите!

Уважаемые потомки партизан Восточного Крыма! А именно: Усеина Асанова, Василия Бакай, Егора Егоровича Егорова, Смаила Кадырова, Джеббара Колесникова, Асана Мамутова, Абдуль-Джемиль Менбариева, Рефата Шамсединовича Мустафаева, Ивана Яковлевича Нижник, Аблязиза Османова, Нури Османова, Николая Яковлевича Сандетова, Абдурефи Сеитягъяева, Эмира Халилова, Смаила Чалыш, Сеит-Яхъя Эмиралиева, Эмирхана Юсуфова. Для энциклопедии «Память партизанская» просим прислать лучшую фотографию (копию 6 на 9) вашего предка по адресу: 297300, пгт Кировское, ул. Горького, 4, кв. 8.

Владимир ШИРШОВ.
Кировское.

Хочу искренне поблагодарить и низко поклониться фельд­шерам от Бога нашей «скорой помощи», которые неоднократно спасали меня: Л. Коробова, А. Мятин, О. Кирьянова, Амет Зенияров, Батталов, Е. Наповская. Пусть хранит судьба этих добрых профессионалов, замечательных людей.

Н. ЧУДИНОВСКИХ.
пгт Нижнегорский.

* * *

Самые добрые слова благодарности врачу-кардиологу Александру Иваниченко из отделения кардиологии Респуб­ликанской больницы имени Семашко за внимательное отношение, отзывчивость и консультацию.

Н. ЮРОВА.
Симферополь.

* * *

Прошу передать мою благодарность сотрудникам почтового отделения №1 Симферополя за то, что помогли решить вопрос с доставкой посылки.

Юлия ЛЕОНОВА.
Симферополь.

* * *

 

Сердечная благодарность водителю службы такси Юрию, к сожалению, не знаю его фамилию, за внимательное отношение к пассажирам, вежливость, порядочность и отзывчивость.

Н. Мальцева.
Симферополь. 

Для удобства народа? 

Слышал, что с июня все льготники в Симферополе, в том числе пенсионеры, должны будут оплачивать проезд в общественном транспорте. А чтобы ездить бесплатно, нужно оформить какую-то специальную карточку. Для этого необходимо нести в органы соцзащиты какие-то справки, потом с ними обращаться в банк, что выдаст карточку для бесплатного проезда. Это правда или утка?
Ради чего нужны очередные нервотрёпка и очереди для пожилых и больных людей?! А не проще бы сделать как в других городах страны? Соцзащита каждый месяц платит льготникам определённую сумму, а они сами решают, кататься в общественном транспорте или купить кусок колбасы. Но зато проезд в транспорте оплачивают все слои населения.

Александр Николаевич.
Симферополь.

Это не утка. Как пояснила начальник Департамента труда и социальной защиты «для удобства граждан, а также контроля возмещения расходов перевозчикам за проезд льготников, с 1 июня Симферополь переходит на предоставление льготного проезда при помощи спецустройств - валидаторов». Теперь льгота на проезд (а ею у нас пользуются более 30 категорий граждан) будет предоставляться путём предъявления удостоверения о праве на меру соцподдержки с одновременным считыванием устройством бесконтактной банковской карты платёжной системы МИР. Для льготного проезда на основании бесконтактной банковской карты льготникам до 1 июня надо в рабочее время обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства с копиями паспорта (иного документа, удостоверяющего личность и место жительства заявителя), удостоверения на предоставление меры социальной поддержки. Кроме того, необходимо написать заявление установленного образца. Других справок не надо. Если заявление подать после 1 июня - льгота будет с даты подачи.
Кроме того, льготникам, имеющим бесконтактную банковскую карту (к примеру, пенсионную), дополнительно обращаться в банк не нужно: система будет привязана к имеющейся. На банковских картах, оснащённых функцией бесконтактной оплаты, на лицевой стороне в верхнем углу есть специальный значок - четыре дуги разного размера. Если карты нет, или она не бесконтактная, придётся обратиться в банк и либо получить карту, либо обменять имеющуюся на ту, что даёт возможность бесконтактной оплаты.

 

Наталья БОЯРИНЦЕВА.