Эрдоган «разбушевался»

Имиджевое сопровождение операции в Идлибе

6 Февраль 2020 530

Ни для кого не секрет, что в наш информационный век политика превратилась в шоу. Да что там политика, даже покер. Одним из ярких и самобытных мастеров этого жанра можно считать Дональда Трампа, с его Twitter-аккаунтом, в котором он регулярно сообщает всем: смотрите все, как я красиво блефую! Настоящая же большая политика по-прежнему делается в тишине. Как и настоящая азартная игра с высокими ставками.

Сирийская правительственная армия продолжает наступ­ление в провинции Идлиб, куда выпускали террористов под прикрытие турецких союзников. Однако турецким военным совместно с условно подконтрольными им оппозиционными формированиями обеспечить выполнение взятых обязательств по деэскалации так и не удалось. Зачистка сирийской армией различных ответвлений печально известной «ан-Нусры» (организация запрещена в РФ. - Ред.) и потеря контроля над идлибской зоной чувствительно бьёт по престижу Реджепа Эрдогана. Своё неудовольствие турецкий президент выразил большинством доступных ему способов - начиная от не согласованной с партнёрами и союзниками военной операции (в результате которой погибли турецкие офицеры) и ракетно-артиллерийского удара по сирийским объектам до публичных политических демаршей.
В понедельник, 3 февраля, «султан» отправился в Киев, где провёл переговоры с Зеленским, пофотографировался с давним другом Мустафой Джемилевым (чей пост Зеленский упразднил) и выдал несколько заявлений о безвизовой дружбе с «незалежной» (вплоть до Зоны свободной торговли), непризнании Крыма и озабоченности положением крымских татар.
Г-н Зеленский не был бы сам собой, если бы не захотел, как лучше… Получилось, в итоге, как всегда. Выражая соболезнования турецкому коллеге по поводу гибели военных, любимец московской богемы и украинской эстрады сгоряча сравнил Идлиб с вой­ной на Донбассе. Эрдоган, по восточному обычаю, сделал непроницаемое лицо, а турецкие эксперты задались вопросом, в чём 42-летний «нелох» разбирается хуже - в географии или политике? Как ни крути, но украинская АТО - это война внутри государства (по программной установке официального Киева, по крайней мере), а деэскалация в Идлибе - это борьба против международного терроризма на территории другого государства. И любые аналогии в этом случае ставят турецкого лидера в двусмысленное положение, а потому совершенно неуместны.
В Москве на эстрадно-политический номер Эрдогана отреагировали сдержанно, мягко подправив некорректные заявления и походя тоже поставив султана в несколько неловкое положение. «Мы категорически не согласны с нашими турецкими партнёрами, мы не согласны с формулировками, которые используются в этом контексте, мы неоднократно говорили о беспочвенности каких-либо опасений по крымским татарам, - прокомментировал выступление Эрдогана пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. - Президент Эрдоган имеет действующее приглашение от президента Путина посетить Крым и увидеть всё, что называется, из первоисточника».
А что, уважаемый, слабо принять приглашение? Аль в списки украинского «Миротворца» угодить боязно, э?
Некоторые аналогии с ситуацией на Донбассе необременённые правилами дипломатии наблюдатели всё же усмотрели: действия правительственной Сирийской арабской армии (САА), судя по карте, создают угрозу попадания турецких военных и их идлибских протеже в хорошо знакомые украинским карателям «котлы». Ну а на деле армия Асада обходит турецкие наблюдательные посты, оставляя их сидеть у себя в тылу, мирно наблюдая зачистку «бармалеев». Угрозы Эрдогана нарушив договорённости использовать против сирийцев вторую по численности армию НАТО заметного эффекта не возымели.
Позиция российской стороны осталась спокойной и чётко аргументированной. «К сожалению, на данном этапе турецкая сторона не смогла выполнить пару ключевых обязательств, которые были призваны разрешить проблему Идлиба в корне. Первое - отмежевать ту вооружённую оппозицию, которая сотрудничает с турками и готова к диалогу с правительством в рамках политического процесса, от террористов «Джабхат ан-Нусры» (запрещённая в РФ террористическая организация - Ред.), - пояснил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, отвечая на воп­росы журналистов. - Ещё одна причина такого положения заключается в том, что внутри идлибской зоны не была создана 10-20-километровая демилитаризованная полоса. Об этом мы тоже напомнили нашим турецким партнёрам. Будем продолжать добиваться выполнения всех пунктов тех решений, которые принимали президенты России и Турции. Поступает информация о развёртывании турецких войск в идлибской зоне, о начале боестолкновений между ними и подразделениями сирийской армии. Наши военные отслеживают эту ситуацию. По нашим данным, о которых уже сообщал Генеральный штаб, турецкие военные выдвигались на определённые объекты внутри идлибской зоны де­эскалации, не предупредив об этих передвижениях, поэтому мы не смогли сообщить об этом сирийской армии. Удары были нанесены, турецкая сторона грозит ответными мерами. Это всё весьма печально. Мы призываем строго выполнять сочинские договорённости по Идлибу 2018 и 2019 годов».
Лавров не забыл и беспилотник неизвестной принадлежности, который приближался к российской базе Хмеймим со стороны северо-восточной части Средиземного моря и был ликвидирован ЗРПК «Панцирь-С» на удалении от базы.
«Но и, безусловно, я очень рассчитываю на то, что наши турецкие соседи будут всё-таки объективно проводить свою линию по отношению к Украине, с одной стороны, и к Крыму - с другой. Не будут подыгрывать тем самым националистически настроенным политикам и радикалам, которые и планируют эти акции, походы на Крым, включая применение силы. Не будут стимулировать эти настроения путём попыток прибегать к бандеровской риторике», - вежливо заметил Лавров.
В понедельник по инициативе турецкой стороны состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Российской Федерации с турецким коллегой. Как сообщает пресс-служба МИД РФ, стороны «комплексно рассмотрели ход сирийского урегулирования», уделив при этом особое внимание текущему положению дел в идлибской зоне деэскалации.
«Подтверждена необходимость неукоснительного соблюдения двусторонних договорённостей, прежде всего, достигнутых по итогам встречи президентов России и Турции 17 сентября 2018 года в Сочи, - говорится в сообщении МИД России. - Обсуждены дальнейшие практические шаги стран-гарантов Астанинского процесса в целях нормализации обстановки «на земле» и содействия усилиям Конституционного комитета. Министры вновь отметили безальтернативность всеобъемлющего разрешения сирийского кризиса политико-дипломатическими средствами».
Вскоре и «султан», упомянув плодотворное сотрудничество по «Турецкому потоку» и строительству АЭС «Аккую», заявил, что Турции ни в коем случае не стоит портить отношения с Российской Федерацией «на данном этапе». А на каком, интересно, этапе Анкаре будет выгодно отказаться от газового транзита в Европу? После завершения строительства АЭС в 2023-м? Да неужели?
К чести беспринципного, но хитрого «султана», постепенно разрушающего наследие Кемаля Ататюрка в пользу возвращения к Османской империи, которую уже в середине XIX века называли «больным человеком Европы», стоит признать, что по-восточному отчаянно торгуясь и ярко блефуя, он не теряет чувства реальности. В отличие от «Последнего диктатора Европы», истерично шагнувшего по пути «многовекторности» навстречу собственной гибели. И тоже не вызвавшего особых эмоций у Москвы, которая, как известно, слезам не верит. А демонстративным попыткам суицида - тем более.

Николай ФИЛИППОВ.