«Аргонавты» в Крыму

Благодаря нашему полуострову появилась Организация Объединённых Наций, Советский Союз вернул себе Курилы и юг Сахалина, карта Европы изменилась на долгие годы, а мир стал двухполюсным (социалистические и капиталистические страны). 75 лет назад, 4 февраля 1945 года, за стол переговоров в Ливадийском дворце сели лидеры трёх стран-союзниц антигитлеровской коалиции: от СССР - Иосиф Сталин, от США - Франклин Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль. Фотокорреспондент нашей газеты, тогда называвшейся «Красный Крым», Леонид Яблонский стал единственным из крымчан, кому доверили делать общий фотоснимок лидеров.
Только у нас
Симферополец Леонид Исаакович Яблонский до освобождения полуострова от фашистов под бомбёжками и обстрелами «писал фотохронику» крымской 51-й армии в её газете «Сын Отечества». В апреле 1944-го вместе с армией вернулся домой и в родную газету - сотрудничество с «Красным Крымом» начал ещё до войны. Тайны он хранить умел, а потому никому долгое время не рассказывал о спецкомандировке в Ялту. О том, что «в районе Чёрного моря» совещаются президент США, премьер-министры Советского Союза и Великобритании, в нашей стране узнали лишь на третий день конференции, точное место не обозначалось из соображений безопасности. Когда конференция закончилась, лидеры государств вернулись в свои столицы, стало известно о Крыме, а вот точное место объявили лишь в марте. До этого страна активно обсуждала и приветствовала решения Крымской конференции - материалы об этом регулярно печатала и наша газета. 23 марта 1945-го «Красный Крым» устами Дмитрия Холендро и Моисея Олинского, глазами Леонида Яблонского рассказал читателям страны (публикацию потом перепечатали многие издания) о Кореизском (Юсуповском), Ливадийском и Алупкинском (Воронцовском) дворцах. «Где жили и совещались Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль, где принято историческое решение, определившее окончательный разгром врага и планы создания прочного и длительного мира».
Необходимость новой встречи назрела давно - до этого в 1943-м лидеры стран виделись в Тегеране, но тогда до Победы было ещё далеко. Но Красная Армия, совершившая Висло-Одерскую операцию, стояла в шестидесяти километрах от фашистского Берлина. Союзники, пережившие в Бельгии контрудар гитлеровцев, - в полутысяче. Такое расстояние и ощутимый перевес Советского Союза позволили Иосифу Сталину диктовать условия: «советское черноморское побережье!» Иностранные гости до последнего отказывались ехать в Крым, где, как пугали друг друга, «ужасный климат и условия, тиф и вши». Предлагали Мальту, Кипр, Иерусалим, но Иосиф Виссарионович был непреклонен - Ялта. Он мог бы пригласить союзников в любимый город Сочи, но там был тыл, а потому выбрал Крым, который меньше года назад освобождён от фашистов, - специально, чтобы показать, как пострадала советская страна от войны. Говорят, изначально вождь задумывался о Севастополе, но в разрушенном городе не было подходящих мест для размещения делегаций. Ялта из всех крымских городов пострадала меньше, но по пути к ней тогда специально не убрали разрушенные дома и искорёженную военную технику. Так что из окон правительственных «ЗИС-101», доставленных для иностранцев из Москвы, они могли ужаснуться «размерами разрушений». Побывали и в Севастополе, где окончательно убедились, что СССР от войны натерпелся больше всех.
Впрочем, поблажку наш лидер всё же сделал: принял придуманное Уинстоном Черчиллем кодовое название конференции - «Аргонавт». Тот, знаток мифологии, пояснял Франклину Рузвельту: «Мы, прямые потомки аргонавтов, приплывших на Чёрное море за золотым руном». Таковым для союзников был СССР: они отчаянно нуждались в нём для окончательного разгрома Германии и для назревающей войны с Японией.
Всё продумано
В отличие от аргонавтов, союзники в Крым не приплыли - их ждал Сакский военный аэродром (ныне в Новофёдоровке). Только его железобетонная взлётно-посадочная полоса могла принимать самолёты, подобные американским и английским. Первым 3 февраля в 12.15 прилетел Франклин Рузвельт, спустя 20 минут - Уинстон Черчилль. Встречали гостей нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, почётный караул и оркестр, исполнивший гимны трёх держав. Причём исполнили так, что гости смирились с отсутствием на встрече лидера СССР.
Иосиф Сталин предпочёл добираться в Крым на поезде - спецсостав прибыл на вокзал Симферополя 1 февраля. Вождь и нарком Вячеслав Молотов сразу выехали на бронированном «ЗИСе» в Кореиз, где в Юсуповском дворце разместилась наша делегация. Правда, ненадолго остановились в Алуште, на бывшей даче генерала Голубева (улица Ленина, 20) - в ещё одном из подготовленных для отдыха делегаций дорожном домике. Как рассказывал «Крымской правде» краевед Владимир Гуркович, автор книги «Крымская конференция 1945 года. Памятные места», домиков было два, алуштинский и симферопольский. «В Симферополе в старинном особняке Ракова (улица Шмидта, 15) по пути с Сакского аэродрома в Алупку (англичане расположились в Воронцовском дворце) останавливался Уинстон Черчилль». Кортеж Франклина Рузвельта, направлявшийся в Ливадийский дворец, на отдых останавливался лишь на Ангарском перевале, чтобы полюбоваться местными красотами.
Разместившись, ни премьер Великобритании, ни президент США о поездке в Крым не жалели. Здесь всё было сделано по их вкусу. К примеру, спальню Франклина Рузвельта в Ливадии перекрашивали несколько раз, чтобы добиться его любимого лазурного цвета, а дворец, где разместился Уинстон Черчилль, «охраняли» мраморные символы Британии - львы.
И так - в любых мелочах. Хотя, каких усилий и средств это стоило нашей стране, лучше не вспоминать. В разграбленные фашистами дворцы с конца 1944-го завозили и мебель, и продукты (кстати, гости разным деликатесам предпочли «русский суп» - щи и котлеты по-киевски). Устроили бомбоубежища, ведь фашистским самолётам, ещё базировавшимся в Северной Италии, было легко достать Крым. На страже безопасности были наши ПВО (зенитная батарея, к примеру, стояла в нынешнем Детском парке столицы республики), авиаспецгруппы, крейсер «Ворошилов», подлодки, эсминцы Черноморского флота. Наш полуостров настолько покорил сердца лидеров США и Великобритании, что они даже просили продать им дворцы, на что глава Советского Союза ответил, что «всё это принадлежит народу». Отказал и в передаче им всего полуострова, в обмен на такого же размера землю Германии. По легенде, Иосиф Сталин предложил им отгадать загадку, чтобы получить Крым: показал три пальца, большой, указательный и средний, какой из них средний? Уинстон Черчилль, удивившись простоте вопроса, назвал указательный, не угадал. Франклин Рузвельт, решив, что надо выбирать из пяти, назвал средний, и тоже не угадал. Наш вождь, сложив известную фигуру из трёх пальцев, показал гостям большой: «Вот средний. Вот вам наш Крым».
Наш премьер-министр уехал из Крыма первым - вечером, 11 февраля, из Симферополя отправился спецпоезд в Москву. Президент США, отправив в Москву благодарственную телеграмму «За гостеприимство», улетел на следующий день - до этого они с премьером Британии побывали в Севастополе. Спустя два дня и англичанин покинул полуостров со словами восхищения и благодарности: «Мы молимся, чтобы русский народ никогда больше не подвергался тяжёлым испытаниям, из которых он вышел с такой славой».
В тему
Официальная первая встреча началась 4 февраля в 17 часов в Ливадийском дворце (там проводились и остальные 7 основных, чтобы было удобно передвигавшемуся в инвалидном кресле Франклину Рузвельту). Впрочем, официальные и неофициальные (обеды) делегации проводили во всех дворцах. Например, в Кореизе лидеры СССР и Великобритании обсуждали вопросы передачи двум странам их граждан из освобождённых государствами фашистских концлагерей.
Кстати
7 февраля в 14 часов в Воронцовском дворце откроется выставка, посвящённая 75-летию Ялтинской конференции. Вниманию посетителей представят фотоматериалы, газетные публикации, копии документов, посвящённые пребыванию британской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем и встречам министров иностранных дел и глав правительств трёх союзных держав. Кроме того, можно будет посмотреть уникальные фотоснимки Алупки того времени, акварельный портрет Иосифа Сталина, написанный неизвестным художником, и работы Василия Новикова, сохранившего на холсте интерьеры дворца во время проведения конференции. Выставка будет экспонироваться до 10 марта.