«Задирают, как хотят»

22 Январь 2020 825
Сергей Макеев.
Сергей Макеев.

В рейтинге регионов Южного федерального округа по уровню среднедушевых доходов населения, составленном Росстатом, Крым занимает предпоследнее место, опережая только Калмыкию. При этом цены на полуострове не соответствуют прибылям, что, естественно, сказывается на качестве жизни граждан. Почему товары в Крыму постоянно дорожают, и можно ли остановить эту динамику? Об этом «Крымской правде» рассказал председатель правления ассоциации «Содействие торговле Крыма» Сергей Макеев.

Имеем то, что имеем

- Во время недавнего визита в Крым президент России Владимир Путин обратил внимание местных властей на несоответствие цен в регионе доходам граждан. Почему у нас всё так дорого?

- Ещё в украинские времена Крым был логистическим тупиком, и сейчас ничего не изменилось. Несмотря на то, что у нас есть местные производители, значительную часть продуктов мы всё равно ввозим с материка. Да, аграрный сектор развивается высокими темпами, но потенциал Крыма по производству продуктов используется, на мой взгляд, всего на 10-15%. Мы можем производить почти на порядок больше, но в рыночных условиях это только полдела. Товары потом нужно куда-то девать, чтобы не вылететь в трубу. Производители хотят быть уверены в том, что их продукция принесёт прибыль, а не сгниёт на полях. Если такие гарантии будут, аграрии готовы производить в десять раз больше. В рыночных условиях фермерам приходится вести себя осторожно.
Итак, большая часть товаров ввозится в Крым с материка. При этом оптовая торговля в основном ведётся дистрибь­юторскими компаниями, которые поделили местный рынок и фактически являются монополистами: кто-то везёт на полуостров «молочку», кто-то охлаждённое мясо, кто-то рыбу и так далее. Поскольку эти предприятия не являются какими-то торговыми гигантами, а крымский рынок, в сущности, не так велик, Федеральная антимонопольная служба не вмешивается в происходящее. Но при этом, будучи монополистами, эти дистрибьюторы задирают цены, как хотят. То есть основная наценка происходит не у производителя и даже не в рознице, а у поставщиков.

- Государственное регулирование цен невозможно. Но должны быть у властей какие-то способы повлиять на ситуацию?

- Бизнес сам регулирует цены с помощью конкуренции: если покупательная способность в регионе выше, естественно, предприниматель старается заработать больше. Правительство республики пытается повлиять на цены, время от времени выводя аграриев на ярмарки, но какого-то видимого эффекта это не даёт. Производители понимают, что для привлечения покупателей цена должна быть конкурентной по отношению к той, что в супермаркетах. Но если спрос повышается, они ставят максимально выгодную для себя стоимость, независимо от меморандумов, заключённых с властями. Поэтому ярмарки нужны, но проблему высоких цен они не решают.
Есть ещё нюанс. В отношении розничной торговли нормативная база РФ значительно отличается от украинской. Из-за этого крымским торговым сетям пришлось изменить принципы работы, что в итоге отразилось и на розничных ценах. При Украине средняя наценка в супермаркетах составляла около 17% - этого было достаточно, чтобы окупить затраты магазина. Чистая рентабельность при этом составляла около 5%. Сейчас, чтобы выйти на этот показатель, супермаркеты должны делать наценку в 35-40%. Это, на мой взгляд, недоработка нормативной базы. Её делали под то, как устроена розничная торговля в Москве и Санкт-Петербурге, где ритейл нужно немного придавить - его много. А в Крыму его наоборот недостаточно, но законодательство одно на всю страну, и мы имеем, что имеем.

- Торговых сетей в Крыму действительно немного. Хотя развитие этого сегмента, пожалуй, способствовало бы стабилизации цен в регионе?

- Ещё в украинское время сама структура торговли в Крыму сформировалась таким образом, что лишь 20% приходится на сетевой ритейл. Всё остальное - на рынки и небольшие магазины «у дома», которых у нас много. Для сравнения: в Москве через сети супермаркетов реализуется 80% продуктов. Небольшие магазинчики, безусловно, удобны, поскольку находятся в шаговой доступности, но их экономика слабее, чем у крупных торговых предприятий, поскольку затрат больше. Поэтому, естественно, наценка в них должна быть достаточно высокой, чтобы покрывать расходы и убытки.

Бьёмся за цивилизованность

- Почему большая часть продуктов ввозится на полуостров извне, и местные предприятия не составляют конкуренцию материковым? Ведь это также могло бы способствовать стабилизации цен за счёт конкуренции.

- Серьёзным фактором, влияющим на ценообразование, является отсутствие в Крыму потребительской кооперации. Её создание ввели в программу развития торговли республики, даже предусмотрели финансирование, однако ничего не сделали. Почему потребкооперация так важна? Эта система помогает объединяться мелким сельхозпроизводителям. При этом нормативная база позволяет им работать без НДС, что сразу даёт снижение цены на конечную продукцию.
В Крыму качество продуктов достаточно высокое, особенно «молочки». Местные производители развиваются хорошими темпами, но всё равно над этим нужно работать и работать. Необходимо создавать условия для реализации продукции крымских предприятий. На полуострове разработана и принята «Стратегия развития Республики Крым до 2030 года», она предусматривает создание нескольких оптово-логистических центров, но реально один чиновник тормозит процесс продолжительное время. На мой взгляд, в ближайшее время региону нужны один-два оптово-логистических центра, причём на условиях государственно-частного партнёрства.

- После недавнего визита президента как раз было решено создать в Крыму оптово-логистический центр. Однако не всем потребителям понятно, о чём идёт речь.

- Мы говорим об организации на полуострове цивилизованной оптовой торговли. Она как звено структуры активно работает во всём мире, и в России тоже. Однако недавно глава Центробанка Эльвира Набиуллина обратила внимание федерального правительства на то, что хотя в стране есть логистические центры и достаточно много оптовых баз, значительная часть торговли осуществляется при наличном расчёте. Конечно, Центробанк это не устраивает, поскольку оборот «налички» слабо контролируется. При этом объёмы доходов, получаемых от реализации продукции за наличный расчёт, сопоставимы с бюджетом всей страны. Речь идёт об очень больших деньгах. Сейчас стоит задача совершенствовать систему оптовой торговли во всей России.
Что касается Крыма, здесь оптовой торговли вообще практически нет: дистрибьюция - её слабое подобие. Тем более, если она в руках монополистов, которые устанавливают цены, какие захотят. Вот почему мы бьёмся за то, чтобы оптовая торговля в Крыму была цивилизованной, чтобы были созданы оптово-логистические центры.

Общая выгода

- Каким образом организована работа таких центров?

- По сути это база, где продукция складируется, сор­тируется, хранится и перераспределяется. Там же можно разместить государственный продовольственный резерв. В логистический центр будет прибывать весь импорт. Сейчас, например, места для его приёма, сортировки и хранения просто нет, притом, что крымские власти пытаются развивать международную торговлю. Или, скажем, скоро по Крымскому мосту пойдут грузовые составы. Куда девать такой объём товаров? Нельзя просто взять и с поезда выгрузить всё на рынок. Нужно будет где-то эти грузы распределять.
Кроме того, оптово-логистический центр может сам заниматься дистрибьюцией. Для Крыма как рекреационной зоны это важно. Центр сможет обеспечивать поставки продуктов в здравницы, санатории и пансионаты, минуя цепь посредников. При этом у рекреации появится возможность заключать долгосрочные договоры и покупать продукты по оптовым ценам и за безналичный расчёт. Всё будет максимально прозрачно и выгодно.

- С оптовиками всё понятно, а за счёт чего произойдёт удешевление товаров в рознице?

- Для того, чтобы цены снизились, в Крыму, прежде всего, должна быть создана конкурентная среда. Появление здесь одного, хоть и мощного, звена оптовой торговли решающей роли не сыграет. Конечно, то, что в республике появится торгово-логистический центр - это хорошо. Но их должно быть больше, чем один, для создания конкуренции. Тогда цены будут понижаться.
Решение о создании в Крыму оптово-логистического центра было принято крымскими властями два года назад. Год назад соответствующее поручение дал президент. Тем не менее этот вопрос до сих пор даже не внесён в программу развития торговли Крыма, потому что заместитель министра промышленной политики республики убеждён: нам логистические центры не нужны, ведь есть рынок «Привоз». Но так нельзя! Важно то, что оптово-логистический центр сможет заключать с производителями долгосрочные договоры о поставках с учётом объёмов потребления в регионе. В итоге продукция будет завозиться по совершенно иным ценам, чем сейчас, когда торговые отношения носят стихийный характер. При этом, на мой взгляд, оптово-логистические центры должны создаваться на принципах государственно-частного партнёрства. То есть у государства должны быть в этом проекте свои представители, ведь работа центра будет касаться не только бизнеса, но и социальной политики в регионе.

Елена ЮМАНОВА.