Бизнес можно делать иначе

8 Декабрь 2020 520
Особенности современного гостеприимства - все работники отелей должны постоянно носить маски.
Особенности современного гостеприимства - все работники отелей должны постоянно носить маски. Фото Александра КАДНИКОВА.

Туристическая отрасль России в этом году пережила достаточно радикальную трансформацию. Из-за пандемии коронавируса оказались закрыты все внешние направления для путешествий и отдыха, что создало идеаль­ные условия для расцвета внутреннего туризма. Ярким показателем нового вектора развития отрасли стал исключительно успешный курортный сезон в Крыму. Республику в этом году посетили около 5 млн. туристов. При этом интенсивный поток отдыхающих отразился на благосостоянии не только отельеров и владельцев пансионатов, но и на доходной части крымского бюджета. За девять месяцев текущего года туристическая отрасль принесла региональной казне около 2,2 млрд. рублей.

Неслучайно переориентация россиян в направлении внутреннего туризма станет одной из центральных тем для обсуждения на X ежегодном форуме «Открытый Крым». Он всё-таки состоится в этом году, несмотря на то что, начиная с весны, несколько раз переносился из-за пандемии коронавируса. Правда, проводить форум придётся в так сказать гибридном формате. Почти всё общение между участниками будет проходить в режиме онлайн. На площадке в Алуште соберутся только эксперты и спикеры.
Тем не менее онлайн-регистрация на форум проходит очень активно. В дискуссиях, семинарах и круглых столах примут участие представители гостиничного бизнеса, туроператоров и экскурсионных бюро, а также эксперты туристической отрасли. Для участия в форуме уже зарегистрировались представители из более чем 30 регионов России.
- Такая активность подтверждает актуальность форума и его значимость для профессионального туристического сообщества России, - комментирует министр курортов и туризма РК Вадим Волченко. - Крым как один из лидеров внутреннего туризма выступает координатором. На мероприятии мы подведём итоги минувшего непростого сезона и определим перспективы новых направлений и моделей развития. А также обсудим формирование новой парадигмы туристического рынка, обозначенной национальным проектом по туризму.
Основные темы навеяны особенностями новой эпохи. Прежде всего, участникам предстоит обсудить перспективы развития внутреннего туризма: доступные перевозки, современные и комфортные объекты размещения, а главное - как поднять отечественный сервис на уровень мировых стандартов. В целом, суть обсуждения сведётся к вопросу, что нужно делать власти и бизнесу, чтобы российский турист оставлял деньги в своей стране.
Другие немаловажные темы: обеспечение безопасного с эпидемиологической точки зрения отдыха, инвес­тиционная привлекательность полуострова, а также перспективы государственной поддержки отрасли.
- За последние годы государственно-частное партнёрство всё активнее применяется для реализации проектов в сфере туризма, - рассказывает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко. - Однако применение данного механизма, несмотря на его большую гибкость и инвестиционную защищённость, не может являться самоцелью. ГЧП-проекты должны являться час­тью комплексных подходов, направленных на развитие качественных туристических продуктов территорий, и применяться в тех случаях, когда инвестору нужны дополнительные гарантии со стороны государства или прямая финансовая поддержка.
Пожалуй, одной из самых актуальных для Крыма тем станет обсуждение так называемой «зелёной» экономики. Её суть в том, чтобы зарабатывать, сохраняя экологию региона. Крымские предприниматели, увы, пока упорно игнорируют данное направление, концентрируясь на заработке и полностью игнорируя вред, наносимый бизнесом окружающей среде. Приезжие эксперты расскажут нашим бизнесменам о существующих экостандартах в индустрии гостеприимства, а также о государственной поддержке экоориентированных предприятий: отелей, кемпингов и пансионатов. Речь, в частности, пойдёт и о международном опыте по созданию и использованию экологической инфраструктуры. Особое внимание будет уделено животрепещущей для Крыма проблеме: размещению туристических проектов на землях с особым статусом: на особо охраняемых природных территориях и в заповедниках.
Что касается темы инвес­тиций в индустрию гостеприимства, о своей успешной практике крымчанам и представителям других российских курортных регионов расскажут эксперты из Италии, Бразилии и Сербии.
- Вне зависимости от того, насколько сильно подвержен изменениям туристический рынок, самые эффективные вложения - это вложения в эмоции гостей, - убеждена руководитель отдела продаж и маркетинга сочинского города-отеля Инна Рындина. - Монетизация любой инфраструктуры начинается только тогда, когда гость становится лояльным курорту и уезжает с желанием вернуться. Тактика и стратегия любого руководителя, а как следствие и все инвестиции, должны быть нацелены не на выполнение бюджета в разрезе месяца, а на дельту заполнения курорта не менее чем на пять лет вперёд.
Крыму до такого глубокого планирования и распределения ресурсов, увы, всё ещё далеко: рекреационная отрасль региона упорно живёт от сезона к сезону, каждый из них проводя, как последний. Отсюда и низкий уровень сервиса, и неоправданно высокие цены, и разочарованность гостей. Исправить это - одна из задач предстоящего форума.

Елена ЮМАНОВА.