Алла Сурикова: Пока живёшь - почаще смейся: пока смеёшься - ты живёшь

21 Ноябрь 2020 247
Автора.

Одна из самых популярных российских комедиографов экрана, кинорежиссёр, сценарист, педагог, народная артистка СССР, Алла Ильинична Сурикова отмечает юбилей.

Чувствуя себя в Крыму, как рыба в воде (в чём не раз признавалась), она не пропус-кает ни одного приглашения. Мне повезло общаться с Аллой Ильиничной на форумах «Я и семья», артековских «Алых парусах», на ялтинских телекинофорумах «Вместе». Везде её принимали, что называется, с распростёртыми объятиями и коллеги, и зрители. Не только её картины, но и она сама блещут искромётным юмором и лёгкой иронией к месту.
Начинала свой победный творческий путь в киноискусстве скромным ассистентом режиссёра на киевской киностудии имени Александра Дов-
женко. Поняв, что кино не просто увлечение, отправилась покорять Москву. О времени учёбы на Высших курсах сценаристов и режиссёров вспоминает с удовольствием:
- Мне повезло попасть к поверившему в меня художественному руководителю объединения комедийных музыкальных фильмов Георгию Николаевичу Данелия. Первой моей работой на «Мосфильме» с его лёгкой руки стала картина «Суета сует» по сценарию Эмиля Брагинского, который дал мне мой добрый наставник. Было это, страшно сказать, - 42 года назад!
- В картине «Человек с бульвара Капуцинов» блистал Андрей Миронов, поработать с которым мечтали многие ваши коллеги, а вы не раз встречались на съёмочной площадке. Без него, наверное, фильм был бы совсем другим?
- О другом актёре я и не мыслила, затевая эту историю. Мы с Андреем подружились на картине «Будьте моим мужем», и я мечтала снова поработать с ним, лёгким, остроумным, умеющим обворожительно жить, смеяться, шутить, танцевать, петь.
И при этом - абсолютным профессионалом! Мечты должны осуществляться, что и случилось. О Миронове много чего интересно рассказала в книге «Любовь со второго взгляда».
- Картина получила несколько призов, один из которых звучал как-то очень забавно...
- Имеете в виду приз Одесского фестиваля «За достоверное изображение дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства»? Да, он уникальный, конечно. А очень ценным был для нас главный приз фестиваля в Лос-Анджелесе, на родине вестерна. Поездка туда была сказкой, счастьем. Впервые ехала без сопровождения «людей в штатском».
- Крым не раз попадал в объектив ваших операторов. Это были разные места?
- Конечно. «Дикий Запад» - Санта-Каролину устроили в коктебельской бухте Тихой. В скалы техасских прерий превратились окрестности Белогорска. Детский «Тайна волчьей пасти» снимали в Севастополе, Инкермане и Балаклаве с замечательной командой, в которой были Аня Михалкова, Лена Яковлева и её сын, Миша Пореченков. В маленьком эпизоде снялась Люся Гурченко.
- Вы проводите фестивали, бываете на съёмках в разных местах, но «историей любви» называете Крым. Так прикипели душой?
 - Как и многие, думаю, кто здесь снимается и снимает. Более благодатный край трудно найти. С понимающими людьми, отзывчивыми, гостеприимными. Опорой для нас всегда было детище Александра Ханжонкова - Ялтинская киностудия, её коллектив прекрасных профессионалов. Мы все молимся, чтобы она возродилась.
А сколько на крымском фоне происходило романтических историй у ставших всемирно известными людей! Начиная с Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, любовь к которым пришла в Коктебеле. Макс и Мария Степановна Волошины, Александр и Нина Грин. Пушкин и его утаённая любовь…
Здесь живёт русская поэ-зия, культура, литература, искусство, в которые всегда приятно ещё раз окунуться, что-то новое для себя узнать, услышать, увидеть, полюбить. Хочется показать всем очарование Крыма, влюбить в него весь мир.
- Можете назвать свои актёрские открытия?
- Не люблю таких громких слов. Просто есть актёры, которые сами себя раскрывают в моих картинах. Как получилось в фильме «Полный вперёд!». В Иване Кокорине, сыгравшем в «9 роте» Фёдора Бондарчука, я увидела комедийный дар. Как и во Владимире Капустине, которого запомнили по главной роли в драматическом сериале Николая Досталя «Завещание Ленина». Оскар Кучера совершенно неузнаваем в новом образе.
- Вы уже много лет преподаёте. Какой совет даёте начинающим режиссёрам?
- Который мне дала Мария Владимировна Миронова, увидевшая, как болезненно переживаю, если о моих фильмах кто-то критически отзывается: «Имейте мужест-во доверять собственному таланту». Очень точный, глубокий и просто необходимый молодым совет. А ещё я советую им снимать такие фильмы, на которых люди отдыхают и улыбаются. Для меня это главное. Фестиваль «Улыбнись, Россия» открывается гимном, подаренным композиторами Никитой Богословским и Аллой Сивашовой на слова Бориса Дуб-ровина, в котором главные слова: «Пока живёшь - почаще смейся: пока смеёшься - ты живёшь».
- С 2013 года у вас есть южнобережная собственность, крошечная, но яркая - звезда на набережной Ялты. Она засияла во время четырнадцатого международного телекинофорума «Вместе», пополнив ялтинский «звёздный городок» с именами выдающихся деятелей культуры, артистов, режиссёров. Гордитесь?
- Да Бог с вами: это совсем не свойственное мне чувство. Я же понимаю, что это не мне хвала, а фильмам, к которым причастны многие люди, не я одна, но отмечают обычно режиссёра. Вот и я попала в сонм знаменитостей в год 25-летия фильма «Человек с бульвара Капуцинов» и 30-летия картины «Ищите женщину».
- Дочь никогда не мечтала пойти по вашим стопам?
- Совсем юной Кира снялась в картине «Искренне ваш» в малюсеньком эпизоде: шла навстречу Армену Джигарханяну. Чтобы как-то её раскрепостить, он дал совет, который она навсегда запомнила: «Ты поверти талантом». С тех пор и вертит талантом, только не как актриса, а как писатель. Мне нравятся её книги, особенно - «Несладкий кофе», с лёгкостью слова и глубиной оригинальной мысли. Многое запоминается, как афоризмы, например: «Ностальгия - добротное чувство. В нём растёт душа», «Главное назначение страс-ти - испепеление. Оставляя от самолюбия клочья, она обнажает».
- Говорят, вы стихами балуетесь?
- Вот именно: балуюсь - рифмую по случаю. Вот это, скорее заклинание, чем стихи: /Не надо уводить меня к врачу./ Себе диагноз я поставила давно:/ Я ничего другого не хочу,/ Хочу снимать, снимать, снимать своё кино.
- Вы не только снимаете своё кино, но и помогаете молодым, и не только, наставничеством: основали некоммерческую студию «Позитив-фильм», где создаётся уже много лет цикл документальных фильмов о провинциальных музеях. Их ведь снимают ваши ученики?
- Выпускники моих режиссёрских курсов. Это картины о музеях и их сотрудниках - настоящих подвижниках, которые собирают и хранят национальные культурные ценности. Благодаря молодым режиссёрам жители больших и маленьких городов, сёл и деревень в «медвежьих углах» могут сделать для себя настоящие открытия, побывав визуально в музеях Тотьмы, Вельска, Хвалынска, Выксы, Сапожка, Мышкино. Мало кто даже слышал эти названия.
- О чём вы никогда не станете снимать?
- Про уродов, мерзавцев, про грязь. Ведь снимая кино, ты входишь в создаваемый в нём мир, и помимо своей воли, в какой-то степени становишься соучастником персонажей.
- В чём для вас, по большому счёту, задача российских кинематографистов?
- В возвращении интереса к современному кино, воспитании интеллигентных зрителей изящными, тонкими работами.
* * *
26 ноября, в 13.05 на канале «Культура» будет показан фильм «Алушта. На перекрёстках истории» студии «Позитив-фильм» из телевизионного документального цикла «Провинциальные музеи России», за который Алла Сурикова стала лауреатом премии Правительства РФ в области культуры.

Досье

Алла Ильинична Сурикова родилась 6 ноября 1940 года в Киеве. Получила многопрофильное образование в Киевском университете - занималась филологией и математической лингвистикой, защитила кандидатскую диссертацию. Затем окончила Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров в Москве. Огромной популярностью пользуются её фильмы «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые», «Московские каникулы», «Дети понедельника». Среди многочисленных наград - призы кинофестивалей «Виват, кино России!», артековского «Алые паруса», «Золотой Остап», «Немеркнущая зрительская любовь», орден Знак Почёта. Ведёт режиссуру на Высших курсах сценаристов и режиссёров и во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.