А прокурор-то - ненастоящий!

21 Октябрь 2020 532

Если в первой половине этого года главными телефонными «разводилами» страны были лже-банкиры, то во второй ими могу стать лже-прокуроры. О новом виде мошенничества рассказали в Сбербанке. По словам его представителей, теперь мошенники звонят от имени представителя прокуратуры и убеждают перевести средства на некий специальный счёт.

Схема, как всегда, незамысловата, и построена на принципах социальной инженерии. На первом этапе мошенник звонит ничего не подозревающему человеку и сообщает, что в отношении сотрудников банка, где он недавно обслуживался, проводятся следственные действия. Якобы их подозревают в хищении средств со счетов клиентов.
В общем, идёт проверка, и для выяснения всех обстоятельств необходимо ответить на вопросы сотрудников прокуратуры.
На следующий день в оговоренное время человеку звонит «представитель прокуратуры» и убеждает клиента перевести деньги на «специальный счёт», который, естественно, принадлежит мошеннику. На многих слово «прокуратура» оказывает волшебное действие, и они переводят свои деньги неизвестному лже-прокурору.
Эксперт в области инфбезопасности, профессор кафедры цифровой криминалистики МГТУ им. Баумана Виталий Вехов считает, что эта схема не нова.
«Несколько лет назад были аналогичные случаи. Преступники звонили от имени сотрудников внутренних дел и просили срочно перевести денежные средства (мол, ваш родственник задержан, находится в отделении полиции, он совершил дорожно-транспортное происшествие, подозревается в совершении преступления): «Срочно переведите денежные средства на указанный счёт!». В нынешней мошеннической схеме преступники выступают уже от имени сотрудников прокуратуры», - сказал Виталий Вехов в эфире радио Sputnik.  
По его словам, меры защиты от мошенников в данном случае - стандартные. Ни в коем случае никогда не переводить денежные средства незнакомцам. Необходимо использовать обычные меры безопасности, которые рекомендуют банки России. Нужно знать, что все правоохранительные органы действуют исключительно на основе документов. И пока они вам не пришли, никаких действий, особенно коммерческих, предпринимать не стоит.
При этом масштаб телефонного мошенничества продолжает расти. По словам зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, этим преступным промыслом занимаются уже полноценные колл-центры.
«Звонят клиентам не отдельные злоумышленники, а работники профессиональных «контакт-центров». 40-50% из них находится в тюрьмах. Мошенники есть почти в каждом третьем учреждении службы исполнения наказаний в России», - сказал он.
По словам Кузнецова, один колл-центр из 50 «сотрудников» совершает около 20 тысяч звонков в неделю, в половине случаев абонент снимает трубку. 70% отказываются от разговора, а с остальными 30% мошенники начинают работу. При этом суммарный доход мошенников составляет более 75 млн. рублей в месяц.
Комментируя возможные способы борьбы с такими подпольными колл-центрами, Кузнецов добавил, что в Госдуме рассматривается законопроект, предполагающий отключение сотовой связи через оператора по запросу начальника территориального органа ФСИН.
Также зампред правления банка отметил в 2020 году двукратный рост обращений клиентов Сбербанка о попытках обмана через телефонное мошенничество.
«С начала 2020 года банк зафиксировал почти 2,9 млн. обращений клиентов о попытках обмана. В сравнении с 2019 годом объём увеличился более чем в два раза. Если смотреть на статистику не только по звонкам клиентам Сбербанка, но и по всем гражданам России, то в день число таких попыток может достигать 100 тыс.», - добавил Кузнецов.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.