Проезжайте мимо

Строительство объездной дороги приведёт к экологической катастрофе?

19 Октябрь 2020 1796
Аянское водохранилище.
Аянское водохранилище.

Заречное находится в 15 километрах от Симферополя, из посёлка открывается живописный вид на горы, за полем - чистейшее Аянское водохранилище. Здесь нет газа, воды и дорог. Местные жители признаются: экология и пейзажи - всё, что у них есть, ради этого они здесь и живут. Многие поменяли городские удобства на сельскую тишину и чистый воздух, рассказывает корреспондент «Российской газеты».

Евгений Крылов семь лет назад с женой и четырьмя детьми переехал из Симферополя в Заречное. Супруги давно мечтали жить в красоте, дышать свежим воздухом, ходить босиком по земле. Отсутствие в селе благ цивилизации Крыловых не испугали. Сего­дня они уже не представляют себе жизнь в другом месте.
В прошлом году жители Заречного узнали, что через их посёлок может пройти скоростная трасса - объездная дорога от Симферополя к Южному берегу Крыма. Её протяжённость 27 километров, пропускная способность - до 40 тысяч авто в сутки. Дорога нужна, чтобы разгрузить крымскую столицу от транспорта: так автомобилисты смогут попасть в Ялту, не заезжая в Симферополь.
- Всё началось в ноябре 2019 года, когда жители села увидели перед своими домами геодезистов с треногами. От них и узнали, что здесь собираются строить трассу, - рассказывает Евгений Крылов.
Зареченцы добились встречи с представителями администрации Симферопольского района, на которой депутаты Добровского сельского поселения обнародовали письмо Минтранса РК к администрации Добровского сельского поселения с просьбой согласовать схему прохождения Юго-Восточного обхода рядом с Аянским водохранилищем.
Как оказалось, есть несколько вариантов строительства объездной дороги, окончательный проект ещё не утверждён и не представлен общественности. По одному из них трасса пройдёт прямо через село, в 130 метрах от Аянского водохранилища. По второму - дорога огибает военный полигон и пересекает действующую трассу в районе остановки Перевальное-1, далее проходит через садовое товарищество «Родничок» и вливается в действующую трассу в районе лесничества.
При любом раскладе у жителей через суд будут изымать земельные участки для государственных и муниципальных нужд. А те, кто останется здесь жить, окажутся зажатыми в кольце между двух дорог и несколькими мостами. Вместо тишины и чистого воздуха - круглосуточный шум и выхлопные газы.
Местные власти не обсуждали с населением компенсации. А недвижимость здесь дорогая и участки всегда в цене. Люди считают, что правительство республики и профильные ведомства должны проработать вопрос благоустройства для тех, чьи дома не попадут под снос.
Жители Добровской долины обратились к властям с просьбой не рассматривать вариант прохождения трассы около Аянского водохранилища и проработать вариант с наименьшим ущербом для населения и экологии предгорного Крыма.
В Крыму напряжённая ситуация с водой, а водохранилище - единственное в этом районе. Оно было построено в 1928 году, его объём - 3,9 миллиона кубов. Источник находится в 1300 метрах, у самого подножья горы Чатыр-Даг, что исключает проникновение любых видов сточных вод. До 2014-го территорию водохранилища тщательно охраняли.
Крымские экологические организации выступили с предложением признать Симферопольское и Аянское водохранилища водными объектами питьевого назначения и присвоить им соответствую­щий статус. Это позволит ужесточить требования к экологической безопасности - как самих водных объектов, так и поясов водоохранной зоны. Но пока эту инициативу влас­ти не поддержали.
Жители Добровской долины сами предложили альтернативный вариант строительства дороги: трассу можно безболезненно провести по Ангарскому военному полигону в окрестностях села или по его краю. Но Министерство обороны РФ его не одобрило.
Жители в растерянности, они не знают, что ждёт их дальше. Некоторые граждане, воспользовавшись неопределённой ситуацией, пытаются на ней нажиться. Появились объявления о продаже пус­тующих земельных участков площадью шесть и десять соток между существующей трассой и полигоном по бросовым ценам - 450 и 650 тысяч рублей. Именно эти наделы рассматривались в одном из проектов прохождения трассы. Но представитель продавца убеждает потенциальных покупателей, что «трассы здесь точно не будет».
Также в границах села, рядом с первой линией, в месте предположительного прохождения трассы по первому варианту месяц назад начали появляться «картонные домики» - быстро возводимые строе­ния из облегчённых панелей. Их владельцы при минимальных затратах на строительство надеются получить хорошую компенсацию от государства за снос этих сооружений.
В конце сентября состоя­лась встреча жителей сёл Заречного и Пионерского с вице-премьером РК Евгением Кабановым, бывшим министром транспорта РК Сергеем Карповым, главой администрации Симферопольского района Дионисием Алексановым.
Евгений Кабанов подтвердил, что рассматривается несколько вариантов строительства трассы. По одному из них при соблюдении всех норм действующего законодательства трасса пройдёт вблизи Аянского водохранилища.
В этом случае под изъятие попадает 112 участков. По другому проекту трасса пойдёт ниже полигона, под изъятие попадает 172 участка, но этот вариант на 40% дороже, чем первый.
- Мы слышим мнение граждан и склоняемся к варианту провести дорогу рядом с полигоном. На общественные слушания вынесут два проекта строительства трассы - тот, за который проголосует большинство, и будет утверждён, - пообещал Евгений Кабанов.

Строительство автомобильной дороги в обход Симферополя на участке Донское - Перевальное.

Юлия СУКОНКИНА.
Инфографика «Российской газеты».
Фото с сайта стопхламкрым.рф