Враг, соперник, партнёр

Турция между «Pax Americana» и «Pax Russiana»

15 Октябрь 2020 580
Н. В. Дмитриев-Оренбургский. Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Н. В. Дмитриев-Оренбургский. Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Помимо опубликованных около года назад рекомендаций RAND Corporation, в которых, кроме «напряжённости на Южном Кавказе», упомянуты и белорусский майдан, и Навальный, и Молдова, в которой скоро президентские выборы, есть и другие причины происходящих вокруг России «пожаров». Глобалисты никуда не делись и не отказались от своего сатанинского проекта, несмотря на его очевидный провал. Но понятие «глобализации» ассоциируется уже не только с США - «гегемон» ослабел, одряхлел и сам раздираем противоречиями. Какие бы формы ни приняла именуемая президентскими выборами гражданская война в пока ещё Соединённых Штатах, 3 ноября она только начнётся. Ничуть не удивительно, что региональные игроки стремятся под шумок подвигать фигуры на «Большой шахматной доске» и, зная планы глобалистов, поискать в них и свой небольшой гешефт.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на «гроссмейстера», конечно, не тянет, но «султаном» его называют за глаза довольно давно. При всех ухватках уличной шпаны, он достаточно умён и хитёр, чтобы оставаться в живых и поддерживать веру в себя в своих подданных. И не стоит недооценивать его политический вес, своё место в истории он уже заработал.
«Турция всё больше считает себя региональным гегемоном и пытается утвердить свои интересы преимущественно посредством применения жёстких, иными словами, военных средств. И хотя конкретные мотивы вмешательств в разных случаях разные и продиктованы либо экономическими интересами (нефть и газ), либо интересами в области безопасности, значительную роль играет усиливающийся национализм в этой стране. При этом президент принимает решения не самостоятельно, а вынужден считаться с позицией своего ультраправого партнёра по коалиции - «Партии националистического движения» во главе с Девлетом Бахчели. Он безо всякого стеснения подталкивает Эрдогана к таким шагам, и, по мнению многих турков, стал по сути субъектом принятия решений в области внешней политики. Второй причиной стал обостряющийся экономический кризис в стране. Своими внешнеполитическими авантюрными действиями президент Эрдоган надеется сплотить вокруг себя нацию и отвлечь внимание от экономических трудностей, которые привели к растущему обнищанию широких слоёв населения. Именно конфликт на Кавказе и проявившаяся при этом широкая поддержка населением Турции Азербайджана вызвали подъём националистических настроений среди большей части граждан страны», - считает полномочный представитель Фонда им. Фридриха Эберта в Турции Феликс П. Шмидт.
Отношения с Европой и особенно её лидерами - Францией и Германией - «султан» испортил давно, однако Турции до сих пор есть, чем шантажировать своих европейских «партнёров». После разгрома Ливии «заслоном» на пути нелегальных мигрантов стала Турция. И Эрдоган уже демонстрировал европейцам, что случится, если «заслон» приоткрыть.
В перспективе Турция Эрдогана претендует на большее, нежели роль регионального гегемона - речь идёт уже не только о воссоздании подобия Османской империи, но и об идее «Великого Турана», к которой подталкивают «султана» не менее честолюбивые потомки создателей империи, над которой не заходило солнце. Проблема в том, что турецких ресурсов  не хватает на одновременную экспансию на нескольких фронтах уже сейчас, а Британия после Brexit рискует потерять часть территорий, а не наоборот.
«Когда Пашинян выдвинул нам всем ультиматум, когда он оскорбил чувства азербайджанцев, он должен был быть наказан за это, и мы это сделали. И пусть благодарит Путина за то, что в очередной раз Россия пришла на спасение Армении», - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В действительности же Россия не спасла, а указала путь к спасению от взаимного уничтожения обеим сторонам конфликта. Говорить же о наступлении мира на Кавказе можно будет ещё очень не скоро.
Политолог, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян считает, что следующей жертвой турецкой экспансии станет Грузия. Причём в Тбилиси это понимают, но ничего не могут поделать. «Грузинские азербайджанцы митингуют на улицах, а также рвутся воевать на стороне Баку. Грузинские армяне перечисляют деньги на помощь Карабаху, перекрывают дороги. Однако на самом деле главной угрозой для мира, а также для будущего страны является политика самого грузинского руководства. Ведь, вопреки словам Малхаза Мацаберидзе, никакого жесткого нейтралитета у Грузии нет. Ей банально не позволяют его занять. Да, на бумаге грузинские власти полностью запретили транспортировку грузов военного назначения через территорию страны сухопутными и воздушными маршрутами в направлении Армении и Азербайджана. Однако по факту это правило действует лишь касательно поставок товаров из России в Армению, - отмечает Мирзаян. - Разорвав отношения с Россией и не сумев развить отношения с Европой и Западом до уровня стратегического сотрудничества, Грузия лишилась возможности балансировать азербайджанско-турецкое влияние. В итоге страна рискует полностью попасть под контроль Анкары, и вот тогда Грузия в лучшем случае превратится в турецкого сателлита, а в худшем её разорвёт на части (поскольку армянское население грузинской области Джавахетия вряд ли готово будет жить в такой стране, особенно в том случае, если протурецкая Грузия открыто выступит против Армении). И победа Баку в войне с Ереваном за Степанакерт (которая продемонстрирует мощь и безнаказанность азербайджанско-турецкой оси) приближает для Тбилиси реализацию этого кошмарного сценария. Избежать которого Грузия может только одним способом - найдя балансир турецкому влиянию. То есть (за неимением других кандидатов) восстановив отношения с Москвой».
В самой Турции несмотря на националистические настроения, на волне которых Эрдоган и пришёл к власти, и имперские амбиции самого «султана», хорошо понимают, что крушение однополярного мира простой заменой «гегемона» с ослабевших США на вспоминающую славные страницы прошлого Британию не обойдётся. Меняются сами правила игры.
«Вместо «Pax Americana» наступает эпоха «Pax Russiana» («российский мир»)? Место слабеющей державы занимают другие игроки - это в природе вещей. И пробел, оставляемый Америкой, заполняют другие страны. Самый доминирующий из этих центров силы - Россия, - отмечает Ибрагим Варлы в турецком издании Birgün. - Ходы России, судя по всему, не ограничатся Ливией и Сирией. Москва, которая отныне тоже заявляет о своём участии в глобальной региональной борьбе за влияние, похоже, распространит свою активность и на другие зоны конфликта. По крайней мере на Ближнем Востоке, в Африке, Центральной и Южной Азии место США может занять Россия».
В новой геополитической реальности Турция займёт то место, которое занимает всегда: это место соперника и партнёра России в Причерноморье и на Южном Кавказе. И лучше, если соперничество будет цивилизованным. Опыт русско-турецких войн и их итоговый счёт к этому предрасполагают.

Николай ФИЛИППОВ.