Наталья Бондарчук: У нас подрастает талантливая смена

13 Октябрь 2020 707
Наталья Бондарчук с дипломом «Солнечного острова». Фото Виктории СЕРЕБРЯНСКОЙ.
Наталья Бондарчук с дипломом «Солнечного острова». Фото Виктории СЕРЕБРЯНСКОЙ.

Так считает называющая себя «обёрнутой с рождения киноплёнкой» заслуженная артистка РСФСР, заслуженный дея- тель искусств Российской Федерации, появившаяся на свет в семье знаменитых кинематографистов Сергея Фёдоровича Бондарчука и Инны Владимировны Макаровой. Кинорежиссёр, сценарист, актриса, которую зрители запомнили по многим ярким ролям.

Крым давно стал для Натальи Бондарчук и съёмочной площадкой, и местом фестивальных встреч. Наше знакомство состоялось в Симферополе на презентации её сериала «Одна любовь души моей», снятого по воспоминаниям дочери Николая Раевского, с которым Пушкин посетил Крым в 1820 году, княгини Марии Волконской, последовавшей за супругом-декабристом в Сибирь. Продолжилось - на Севастопольском кинофестивале, в программу которого был включён её фильм «Гоголь. Ближайший», затем в Евпатории на фестивале детского и семейного кино «Солнечный остров», где она принимает участие все четыре года его существования. В этом городе Наталья Сергеевна открыла одну из своих одиннадцати киношкол, которые работают не только в России, но и в зарубежных странах.
 Нынешний год для Натальи Сергеевны особый: столетие со дня рождения её отца, выдающегося актёра, кинорежиссёра, сценариста, педагога, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии СССР, обладателя кинопремии «Оскар» за фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука. Евпаторийцы стали первыми зрителями документального фильма с игровыми элементами «Детство Серёги Бонди».
- Фильм снят по моей книге «Сергей Бондарчук. Лента жизни». Это первая полная биография Сергея Фёдоровича. В картине принимают участие воспитанники моей евпаторийской киношколы, и мы с ребятами получили за картину диплом «Солнечного острова». Я решила снять о детстве отца, потому что его никто не знает. А мальчик Серёжа Бондарчук, как все в детстве, не просто шалил, а шкодил, был драчлив, любил командовать. Таким его и показал евпаторийский школьник Денис Кучер. Талантливый парень! Любую роль может сыграть. За неделю освоил гитару, инструмент, на котором в детстве играл мой отец. А как поёт! Вот оно: будущее нашего кинематографа - такие, как он. Верю, что будущее это прекрасно!
- Вы не раз признавались в любви к Крыму. А с чего она началась?
- Со съёмок в картине Андрея Тарковского «Солярис». Андрей Арсеньевич стал моим первым гидом по Ялте. В перерывах между съёмками оператор Миша Филатов, ставший потом моим постоянным партнёром, и его супруга Татьяна, которая тоже работала на Ялтинской киностудии, показали мне совсем другой Крым - заповедный. И тогда у меня родилась мечта самой снять в этих прекрасных местах фильм.
И я её осуществила картиной «Детство Бемби» по мотивам сказки австрийского писателя Феликса Зальтена. Сценарий я написала вместе с замечательным писателем Юрием Нагибиным. Потом было продолжение - «Юность Бемби». Маленького оленёнка сыграл Ваня Бурляев, а Бемби-юношу - его отец, актёр и тогда мой муж Николай Бурляев.
- Крым напоминает о счастливых днях, значит, возвращае-тесь сюда с удовольствием?
- С радостью и предвкушением счастливых встреч. 9 мая 2014 года первый раз прилетела в ставший вновь российским Крым. Испытала восторг, просто божественное чувство на улицах Севастополя рядом с его жителями, ветеранами, которые ликовали со слезами радости на глазах. Захотелось сделать что-то для крымчан. И я сделала в театре имени Луначарского с севастопольскими актёрами спектакль «Снежная королева». Его посмотрели
11 тысяч зрителей в школьные каникулы. И я очень горда этим! А потом открыла киношколу в Евпатории. Потому что хочу, чтобы наши дети не только смотрели хорошие отечественные фильмы, а не американские «стрелялки» и «ужастики», но и продолжили прекрасные традиции советского и российского кино.
- Вас не пугает, что сейчас киношколы плодятся, как грибы после дождя, в основном - частные, платные. Хорошо ли это?
 - Надо смотреть, кто в них преподаёт. Мастера может воспитать только мастер. Родителям надо на это обращать внимание. Я счастлива, что моим учителем был Сергей Герасимов. Он всесторонне развивал нас, формировал мировоззрение. От него у меня многое, в том числе - любовь к классике. С нашего курса не только я стала актёром и режиссёром, но и Сергей Никоненко, Николай Губенко, Николай Ерёменко.
- Вы работали с украинскими коллегами. Добрые отношения с ними сохранились?
- Не делю людей, артистов по национальностям. Мне важен только талант. Очень люблю Украину, её любил и мой отец, родившийся в селе на Херсонщине. Он любил украинский язык, свободно говорил на нём. В моей картине «Гоголь. Ближайший» восемьдесят процентов актёров с Украины. К сожалению, почти все от меня отвернулись сразу, как только поддержала Путина в решении крымского вопроса. Мне перекрыли дорогу на родину отца. Есть киевляне, с которыми у меня сохранились добрые отношения,
Но имён не назову, дабы им не навредить. Нельзя поддаваться на уловки провокаторов. Давайте помнить ответ Гоголя о его душе: «…сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком одарены Богом и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой - явный знак, что они должны пополнить одна другую».
- Называя Гоголя «Ближайшим» имели в виду его близость к своему времени или к нам?
- Для меня он - ближайший к Христу. У меня нет никакого сомнения в том, что именно его увековечил живописец Александр Иванов на полотне «Явление Христа народу» фигурой в коричневом хитоне рядом со Спасителем. Художник и писатель жили тогда по соседству в Риме, Гоголь ему позировал и эскизы сохранились. Поэтому я и назвала фильм «Гоголь. Ближайший». Но, конечно, ближайший и к своему времени, и нам: гений принадлежит вечности и для всех останется ближайшим.
- В картине вместе с известными актёрами, среди которых Николай Бурляев, снялись его супруга и ваши с ним дети. Вы поддерживаете отношения?
- Не просто поддерживаем, а дружим. Николая и Ингу снимала не впервые. Они прекрасно сыграли, например, в фильме «Любовь и правда Фёдора Тютчева»: главного героя и его первую жену Элеонору. Я играла вторую жену поэта Эрнестину. А наша с Николаем дочь Маша - одну из дочерей Тютчева. Она окончила ГИТИС, стала актрисой театра имени Маяковского, в картине о Гоголе играла единственную его любовь Анну Виельгорскую и получила за эту первую крупную роль на «Золотом витязе» приз за лучшую женскую роль второго плана. Музыку к обоим фильмам написал наш сын Иван, композитор.
- Каждый фильм с вашим участием, будь то «Солярис», «Звезда пленительного счас-тья», «Красное и чёрное», «Юность Петра», становился событием. Как и ваши роли. Все оставили след в душе?
- Да, каждая была этапной, как принято говорить, непроходной. А любимой героиней с юности была Мария Волконская. Счастлива, что сыграла её в трёх фильмах. Сначала в двух биографического цикла по моим сценариям и моей режиссуры «Одна любовь души моей» и «Мой дух к Юрзуфу прилетел…», затем в картине Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Работа над ними была поистине пленительным счастьем!
- Как вы думаете, фестиваль «Солнечный остров» отдаляет зрителей от «слова гнило», которое звучит с экранов телевизора, в залах кинотеатров на сеансах американских блок-бастеров?
- Судя по реакции зрителей, да. Они ещё на первой встрече в Евпатории признались, что устали от псевдогероев, от открытой пропаганды сатанизма, которые несут вред неустоявшейся детской психике. Мы можем бороться с этим только добрыми, светлыми фильмами. Именно такие и привозим сюда, такие и снимаем вместе ребятами, мечтающими о кинематографических профессиях. Думаю, рано или поздно преодолеем кризис и дождёмся поддержки государством важнейшего из искусств.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.