Скифская бляха и граффити на греческом

5 Октябрь 2020 682
В этом году Опушкинская экспедиция подарила исследователям немало удивительных артефактов.
В этом году Опушкинская экспедиция подарила исследователям немало удивительных артефактов. Фото Александра КАДНИКОВА.

В Крыму завершился очередной сезон археологичес­ких раскопок. На протяжении нескольких месяцев специалисты исследовали средневековые города-крепос­ти Эски-Кермен и Мангуп, а также могильник в селе Опушки Симферопольского района. Несмотря на то что в этом году в ход работ свои коррективы внесла пандемия коронавируса, полевые исследования дали несколько уникальных находок и открытий.

Загадки могильника

- В этом году из-за эпидемиологической ситуации мы выехали на полевые работы очень поздно. Но поскольку работали не вслепую, а продолжали давно начатые археологические исследования, удалось получить достойные полноценного сезона результаты, - рассказывает декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, руководитель Мангупской археологической экспедиции Александр Герцен.
В частности, интересные результаты дали полевые исследования могильника, расположенного в 15 километрах к востоку от Симферополя, в самом центре крымских предгорий - в селе Опушки. Там в этом году обнаружили множество вещей, которые использовались в качестве погребального инвентаря. Теперь они пополнят фонды Центрального музея Тавриды и, надеемся, скоро станут достоянием широкой общественности.
В этом году в Опушках археологи обнаружили предметы вооружения, элементы конской сбруи и украшения. Самой незаурядной находкой стала бляха в виде двух конских ног. Необычно в ней то, что предмет явно был сделан в IV веке до нашей эры - вещь выполнена в скифском зверином стиле - но найден он был среди погребального инвентаря могилы I - начала II века
н. э. То есть когда бляха попала в руки тех, кто положил её в могильник, она уже являлась древней - ей было около полутысячи лет.
- В результате экспедиции этого года было установлено, в частности, что могильник использовался с I века до н. э. по IV век н. э., - говорит профессор Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского, руководитель Опушкинской археологической экспедиции Игорь Храпунов. - Ни один другой могильник в Крыму не использовался так долго. Выяснилось также, что там своих соплеменников хоронили самые разные народы, которые в разное время оказывались в тех местах. В частности, так называемые поздние скифы, сарматы, переселенцы с Северного Кавказа, а также германцы, которые, что интересно, для погребения использовали трупосожжение, а не трупоположение, как все остальные. Это очень интересное сочетание разных культур в одном месте.
При этом до сих пор загадка, почему рядом с таким огромным могильником, занимающим площадь больше двух гектаров, до сих пор не обнаружено поселения, которое было бы как-то с ним связано. Исследователям вот уже несколько лет не удаётся его найти, несмотря на все попытки.

Быт и нравы крымского средневековья

Несколько сюрпризов в этом году исследователям преподнесла и средневековая крепость Эски-Кермен. Всегда считалось, что это типичный византийский город на северной границе империи. Однако оказалось, что он очень необычен, поскольку является единственным пещерным городом, имеющим прямоугольную планировку.
В нём имеются две продольные широкие улицы и множество поперечных, расположенных под прямым углом. То есть город застроен прямоугольными кварталами. В центре выделена довольно большая площадь, на которой народ мог собираться перед входом в главную базилику.
- На ней мы обнаружили вырубленные в скале мощные скамейки, которые являлись также и оградой площади, - говорит директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ им. В. И. Вернадского Александр Айбабин. - На этой площади, по всей видимости, проходили собрания, на которых решались важные городские вопросы и оглашались указы императора.
Есть ещё одна необычность. Выяснилось, что в конце X века город был капитально перестроен с целью возведения квартальной церкви. То есть после окончательного утверждения иконопочитания (примерно 861 год н. э.) в городе началась клерикализация (водворение духовности и религиозности) общественной городской жизни . Исследователи зафиксировали, что этот процесс привёл к изменениям в погребальном обряде - небольшие квартальные храмы стали использовать и в качестве локальных кладбищ, а на городском могильнике хоронить перестали.
- Исследования этого года позволили нам реально представить городскую жизнь, планировку Эски-Кермен, религиозный уклад города, роль церкви в социуме, - констатирует Александр Айбабин. - Кроме того, мы по находкам убедились, что жители городища были достаточно грамотными, благодаря влиянию православия. Что интересно, был распространён греческий язык, хотя местное население представляли аланы и готы. На керамике, наличниках архитектурных деталей, могильных камнях мы обнаружили множество эпитафий, надписей и граффити на этом языке.

Елена ЮМАНОВА.