Неужели будем терпеть американских шпионов во власти?

31 Июль 2020 912

«Образование - фабрика, на которой создаётся человек будущего». Такое определение дал президент и председатель правления «Сбербанка» России Герман Греф в интервью российскому журналисту, руководителю спецпроекта ТАСС «Первые лица» Андрею Ванденко. Он считает, что школа должна «штамповать» учеников под одну гребёнку. Откуда корни такой идеи и зачем ему это нужно? В этих и других важных вопросах разбирался в новом выпуске авторской программы «БесогонТВ» «И смех, и Греф» Никита МИХАЛКОВ.

Провокатор или лгун?

Речь идёт не о том, чтобы совсем отменить «цифру» и прекратить онлайн-образование, сразу отметил в своей новой передаче на авторском канале «БесогонТВ» Никита Михалков. Есть ситуации, провоцирующие на их использование: это может быть лекция человека, которую нет возможности послушать, или когда школьник или студент заболел. Но переводить всё образование на «цифру» - дело очень опасное. Мы рады, что этой же точки зрения придерживается и президент РФ Владимир Путин.
- Обычный способ получения знаний не может быть полностью подменён дистанционным обучением, - говорил он. - Здесь чрезвычайно важно личное общение преподавателя и ученика, студента. И у нас нет таких планов полностью подменить дистанционным обучением всё, что происходит в сфере образования.
Но президент и председатель правления «Сбербанка» России Герман Греф дал очень обширное интервью (на два с лишним часа) российскому журналисту, руководителю спецпроекта ТАСС «Первые лица» Андрею Ванденко. Мы не отреагировали на него, если бы разговор в нём шёл только о финансовых, банковских делах. Но Греф непосредственно затронул передачу в нескольких ключевых моментах, поэтому мы не могли пройти мимо.
- За что вас так не взлюбил Никита Сергеевич Михалков? - спросил Андрей Ванденко Германа Грефа 29 июня этого года.
- Этого я не знаю, надо спросить у Никиты Сергеевича. Он некорректно использовал мою цитату, произнесённую во время форума. Называлась панель «Краудсорсинг» (это явление, при котором большую задачу решают все желающие энтузиасты. - Прим. ред.). Все стали активно поддерживать демократическую модель.
- Что логично.
- Я понял, что у нас срывается панель - дискуссии нет. Как модератор я, конечно, начал провоцировать ситуацию. Тогда и сказал: «Как можно поддерживать демократию?» и т. д. Этот «кусочек» был вырван из контекста и преподнесён как моя точка зрения, хотя дискуссия шла в обратную сторону. В завершении панели, когда я выступал от своего лица, сказал, что у нас нет никакого другого пути, кроме как менять модель и вовлекать наших граждан в управление и слышать их.
Напомним слова Германа Грефа на Петербургском международном экономическом форуме в 2012 году.
- Вы предлагаете передать власть в руки населению. Если каждый человек сможет участвовать напрямую в управлении, что ж мы науправляем? Как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, возможность судить напрямую, получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов, средства массовой информации и огромную машину, которая спущена на головы?
А вот чем закончил Греф:
- Обществу нужно, чтобы его слышали, чтобы власть была понятна и предсказуема, отвечала на те вопросы, которые ставят сегодня люди, которые собственно и сделали эту власть таковой, давшие эти полномочия в руки правительства, муниципальных властей, губернаторов.

Судить не по словам, а по реальным фактам

За прошедшие после форума восемь лет, в какую сторону больше изменился мир? В ту, о которой мы слышим в первой цитате Грефа или в последней?
- Форсайт (методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов. - Прим. ред.) «Образование-2030» фактически подразумевает создание кастового образования в стране, - объяснил российский историк, педагог, публицист Евгений Спицын. - Россия будет поделена на две группы: очень узкую элитную группу людей, которые будут получать традиционное образование, а основная масса так называемого быдла станет учиться в цифровом формате.
Мы же видим, что мир движется в эту сторону, которая по большому счёту и есть начало нового мирового порядка. В чём же заключается движение к народу, о котором говорил Греф в конце панели форума? Один пример из недавнего прошлого.

Банкиры наживаются на людях

- Чтобы перевести деньги с карты, зарегистрированной, например, в Москве, на карту, полученную в другом городе, нужно было платить комиссию - 1% от суммы платежа, - сообщали на канале «Россия 24». - Свой банковский роуминг «Сбербанк» отменил ещё в начале июня. Но одновременно с этим он ввёл лимит на бесплатные онлайн-переводы - 50 тысяч рублей в месяц, независимо от географии. Если лимит превышен, та же комиссия - 1% от суммы платежа, но не более тысячи рублей.
- На мой взгляд, Греф, пользуясь уникальным положением «Сбера», а это самая настоящая олигополия (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. - Прим. ред.), ввёл новый налог в нашем государстве, - утверждал российский журналист, телеведущий Юрий Пронько в программе «Сухой остаток» (телеканал «Царьград»). - Он обложил одним процентом тех, кто очень часто переводит онлайн и не пользуется наличными средствами. И это ещё не всё. Клиенты крупнейшего госбанка за перечисление любой суммы через банкоматы теперь должны платить 1%. Причём, ранее объявленный лимит в 50 тысяч бесплатных переводов на них теперь не распространяется.
Если речь идёт о 90 с лишним миллионах активных клиентов, по информации «Сбербанка», какие это деньги? Греф докладывал, что только за январь этого года чистая прибыль кредитной организации составила около 80 млрд. рублей. Пикантная подробность - руководство и сотрудники банка зарабатывают с этой прибыли.
- По итогам 2019 года члены правления крупнейшего банка России получили в виде вознаграждения 6 млрд. 300 млн. рублей, - сообщил Юрий Пронько. - Это следует из квартального отчёта по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учёта). Данная сумма была распределена между 11 топ-менеджерами, заработки которых увеличились на 14,5%, если сравнивать с выплатами 2018 года. То есть годовая выплата на одного топ-менеджера «Сбера» составила более 572 млн. рублей. Ещё 4 млрд. 900 млн. было выплачено в виде квартальных премий и вознаграждений по итогам работы за год. 13 млн. рублей (сущие копейки) члены правления получили за исполнение функций членов наблюдательного совета.

Цензура и самоцензура

Вернёмся к интервью Германа Грефа Андрею Ванденко.
- Никита Сергеевич сказал, что заплачено 600 тысяч долларов за то, чтобы развернуть кампанию против него и «Бесогона». Ваш вклад какой?
- За 20 лет никогда в жизни никто не платил за то, чтобы кто-то что-то сказал или не сказал.
- Про вас?
- Про меня. «Сбербанк» никогда не платил, не блокировал никакие материалы нигде.
Но это не моя личная выдумка, что 600 тысяч долларов были потрачены на кампанию против «Бесогона» и меня.
Я узнал об этом из СМИ. Правда, что несколько серьёзных людей лично мне рассказали, что к ним обращались с предложением заплатить хорошие деньги, если они примут участие в этой атаке на нашу программу. Я не могу назвать эти имена, это будет некорректно, но если они мне разрешат, с удовольствием это сделаю.
Теперь о цензуре. Греф говорит, что никогда за столько лет, ни «за», ни «против». Но вы кому это рассказываете? Мою программу сняли с телевидения только потому, что негоже одной госкорпорации негативно отзываться о другой. Я понимаю, что глава «Сбербанка» скажет, что никогда в жизни никому не звонил, ничего не просил. Но это ещё хуже! Это самоцензура. Это значит, одна мысль о том, что руководство госкорпорации может обидеться на упоминание в негативном свете, повергает в трепет, и снимается программа даже без всякого ведома и просьбы.
А как относиться к следующему комментарию к интервью с Германом Грефом?
- А что же уважаемый Греф на канале «Сбербанк ТВ» отключил комментарии?!! Страшно, что вся команда «Сбера» увидит отношение людей к его проделкам. Он уже давно дал понять, что есть два мнения: одно - лично Грефа, остальные - неправильные!
Опять же Греф может сказать: «Да какое я к этому имею отношение?». Сказать может, но мы, что, дети? Мы, что, не понимаем? Это ли не цензура? Однако я-то - «за» цензуру, я её не боюсь, я готов быть подвергнутым цензуре, но при одном условии: если той же цензуре будет подвергнуто всё то безобразие, что показывается по центральному каналу.

Месть или книги Акунина?

Отвечая на вопрос Ванденко, президент и председатель правления Сбербанка России говорит следующее:
- Речь идёт о том, что по программе («Образование-2030» - Прим. ред.) должны быть отменены экзамены, учебники, дипломы, а в перспективе - и книги. И это подводится под тезис, что за всем этим следит «ужасный» Греф.
- Программа, которая там цитируется, я её в глаза не видел и от него только о ней услышал.
Это как? Это что, всерьёз? Греф услышал о программе «Образование-2030» от меня, из нашей передачи? Этот проект афишируется, её создатели - знакомые Грефа, разве нет? Как такое может быть, если то, что говорит Герман Греф совпадает с тем, что в ней заложено? Допустим - от меня. Тогда как он может заниматься образованием, если он не знает о существовании такой программы, которая является его конкурентом, потому что фактически представляет собой революцию в этой сфере? Вообще почему Греф хочет переделать образование? Его ответ на этот вопрос Ванденко отражает сентиментальную точку зрения.
- Это была такая стандартная муштра, - рассказал глава «Сбербанка» о школе, в которой он учился. - Когда заставляли учить параграфы, а потом пересказывать их. Это, скорее, было упражнение в устной речи, чем глубокое понимание фактов истории, взаимосвязи с действительностью.
Тогда это месть, что ли? За то, что у него были плохие учителя или они неправильно его учили, поэтому он решил свою обиду вынести на всероссийский уровень? А если бы он учился в хорошей школе, она и педагоги ему нравились, он бы не делал этого?
На панели форума Герман Греф рассказал о том, что «Сбербанк» издаёт одну из великих книг один раз в месяц. Он рекомендовал читать их всему своему коллективу. Мы решили посмотреть, что представляет собой библиотека этого кредитного учреждения. Вот её авторы: Клаудио Фернандес-Араос, Нассим Талеб, Стивен Кови, Гэвин Кеннеди, Маршалл Голдсмит, Марк Рейтер, Чад-Мень Тан, Ицхак Адизес, Митио Каку - ни одной фамилии нашего соотечественника. Это люди, далеко стоящие от российской культуры, политики, истории. Но механически нельзя перенести с одной почвы на другую, тем более на российскую. Это же ломка, насилие, мы уже на этом обожглись. В списке авторов программы «Образование-2030» - тоже сплошные иностранные фамилии. В нём нет никого, кто создавал и русский университет, и педагогику вообще. Посмотрим, на кого ссылается Греф в интервью: Ницше, Ллойд Демос, Дэйв Логан. Вот как это прокомментировал один из зрителей Владимир Зайков, посмотревший интервью:
- Теперь всё стало на свои места. Герман Оскарович абсолютно ничего не понимает в педагогике, так как совершенно не знает её историю.
По словам Германа Грефа, он «переоткрывал для себя историю, когда читал Ключевского. Акунин - последнее его открытие». «Историю Российского государства» Бориса Акунина глава «Сбербанка» считает «одной из сильных исторических работ». То есть Греф, собирающийся переделывать российское образование на новый лад, посчитал неинтересным Карамзина, но увлёкся историей России в исполнении Акунина. Российский философ, политолог Олег Матвейчев считает книгу Бориса Акунина «лживой, ненаучной, манипулятивной». Вот и получается, что детская травма «хорошей» школы и изучение истории государства Российского по трудам Акунина сподвигли Грефа изменить всё образование в нашей стране.

Фабрика и гигантский бизнес

- Образование - фабрика, на которой создаётся человек будущего, - считает Герман Греф. - Конкурентоспособный человек, ребёнок, который полностью адаптирован к быстроменяющейся неизвестной среде, быстро принимающий решения в условиях недостатка информации и обладающий высоким уровнем «мягких» навыков, социального общения, когнитивной гибкостью. Будет ли традиционная школа, в которой мы все учились, фабрикой, где дети будущего смогут пройти такую адаптацию?
То есть кредо этого человека - превратить наше образование в фабрику. А что она делает? Фабрика выпускает машины, кастрюли. И ценность фабрики заключается в том, что она производит качественные предметы, абсолютно похожие друг на друга, без изъяна. Фабрика штампует. И чем лучше предприятие, тем надёжнее штамп. Это значит, что мы собираемся получить людей-функций без возможности размышлять, спорить, сомневаться, иметь личностную точку зрения, отстаивать её.
Греф оценивает то, что сделал для образования так:
- Если Никита Сергеевич когда-нибудь в образовании сделает хотя бы малую часть того, что сделано мною лично или сколько сделано всей командой «Сбербанка», тогда поговорим об этом.
И вот реакция на это высказывание профессионалов в образовании:
- Я работаю 25 лет в высшем образовании, но не знаю, что для него полезного сделал Греф, - заявил российский экономист, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. - Единственное, что я могу констатировать, это постоянные пертурбации, копирование внешних, чужих, правил, то есть не сама Россия для себя выводит и устанавливает правила и следует им, развивает свою систему образования, видя её перспективу, а она уподобляется мнениям, которые ретранслирует Греф.
- На нынешнем этапе развития образования отменять экзамены абсурдно. Экзамен - это не шантаж и не мучение для студента, а способ подытожить знания, обратная связь качества работы преподавателя, - объяснил профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана Дмитрий Онищенко.
Но не думайте, что это только эмоционально-духовное переформатирование личности, попытка создать нового человека. Нет, это ещё гигантский бизнес.
- Суть и содержание (изменений в образовании. - Прим. ред.) заключается в том, чтобы разрушить среднюю, высшую школы как системообразующий государственный институт, который является определённой скрепой для всей страны, - убеждён российский историк, педагог, публицист Евгений Спицын. - Вторая важная задача - решение сугубо финансовых проблем и распил огромных бюджетных средств, которые будут направлены на реализацию этой программы. Все реформы, инновации, прежде всего, подразумевают выделение колоссальных денежных ресурсов и их распил среди заинтересантов.
Вот теперь всё стало понятно. Но от этого не легче.

Герман Греф.

Вот они, враги русского народа!

Руководящие посты в ПАО «Сбербанк» занимают граждане других государств: первый заместитель председателя Правления Лев Хасис (справа) - гражданин США; старший вице-президент и руководитель блока «Стратегия и развитие» Юлия Чупина постоянно проживает либо в Лондоне, либо в Испании, чьей подданной является; Давид Рафаловский (слева), исполнительный вице-президент, имеет двойное гражданство - Израиля и США; главный менеджер «Сбербанка», отвечающий за информационные платформы, консолидацию и управление базами данных
Т. Радди - гражданин Великобритании.

Записала Оксана ПАВЛЕНКО.