Картинный юбилей

21 Июль 2020 755
София и Николай Барсамовы - спасители музея. Фото Александра Кадникова и из открытых источников.
София и Николай Барсамовы - спасители музея. Фото Александра Кадникова и из открытых источников.

Она - достояние республики, один из символов Феодосии, подарок ей и Крыму от благородного и талантливого человека, любившего Родину и море, Ивана Константиновича Айвазовского. Картинная галерея, что носит имя художника, отмечает 140-летие.

Первая в России

Такой она стала по экспозиции - единственный музей в Российской империи, созданный из картин одного художника. А ещё Феодосийская картинна галерея - третий в стране художественный музей, доступный в XIX веке людям, - после Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Румянцевского музея в Москве. Собственно, 140 лет назад, в 1880-м, у галереи открылся новый выставочный зал, построенный по проекту художника, а первая экспозиция в одной из частей его дома появилась и стала доступна посетителям ещё 175 лет назад, в 1845-м - сразу после появления у Ивана Константиновича своего дома. Двухэтажный дом, к которому вскоре было пристроено здание галереи, художник создал по собственному проекту на краю города у моря. Балконы украшали мраморные статуи - копии античных скульптур, привезённые из Италии, и фонтан, подобный бахчисарайскому фонтану слёз, - его разрушили фашисты в оккупацию. И у галереи, что открылась 17 июля 1880-го, на балконах были размещены модели знаменитых кораблей русского военно-морского флота, а в зале - копии античных скульптур и бюсты любимых Айвазовским поэта и композитора - Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Ивановича Глинки.
В 1900-м, 120 лет назад, галерея передана Феодосии - любимому городу завещал её художник, умерший 19 апреля того же года. «В ней (хранимой вдовой Анной Никитичной, что ушла из жизни 25 июля 1944-го. - Ред.) тогда было всего 50 картин - 49 работ Айвазовского (при его жизни экспозиция постоянно обновлялась, выставлялись самые «свежие» работы) и портрет его, написанный Иваном Николаевичем Крамским, - так в 1945-м наша газета, тогда «Красный Крым», рассказывала о музее. - В послереволюционные годы началось плановое пополнение картинной галереи. Были открыты новые отделы, и сейчас она выросла в крупное своеобразное собрание, где имеются картины всех крымских (в основном феодосийских) художников, отразивших в своём творчестве природу Крыма. Собрание картин Айвазовского в галерее выросло с 49 до 282 (ныне - 416.- Ред.), включая карандашные рисунки и эскизы художника. Это самое обширное из существующих собраний его картин даёт возможность проследить весь творческий путь мастера на лучших образцах его искусства и ясно почувствовать особенности его живописи и его творческого метода». После окончания Гражданской войны в Крыму, в 1921-м, галерею национализировали, а спустя год она стала частью семьи государственных музеев Советского Союза. Первым директором стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула, с его помощью были собраны и выставлены художественные ценности, оставленные эмигрировавшими. А в 1923-м директором стал художник Николай Степанович Барсамов.

Спасение галереи

Благодаря ему у здания галереи появился памятник художнику-маринисту - первый в стране, созданный на народные деньги, по всероссийской подписке. Причём собрали деньги и создали памятник (скульптор Илья Яковлевич Гинцбург) ещё в империи. Хотели, чтобы открылся он к 100-летию Ивана Константиновича в июле 1917-го, но тогда не сложилось, а после стало не до искусства. Хорошо, хоть не уничтожили - сохранилась скульптура в подвале Академии художеств Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Там её и обнаружили в конце 1929-го, а открытие приурочили к Первомаю 1930-го. На постаменте надпись: «Феодосия - Айвазовскому».
Николаю Барсамову довелось спасать галерею и в Великую Отечественную - эвакуировать её из города за месяц с небольшим до того, как Феодосию оккупировали фашисты. Для картин это была вторая военная эвакуация. Первая, недалёкая, - в октябре 1914-го в Первую Мировую - за несколько дней до обстрела города германскими кораблями. Тогда коллекцию перевезли в Симферополь в здание Офицерского собрания (ныне - Художественный музей). Там она чудом сохранилась и в буйном 1917-м, в марте 1918-го, после провозглашения Социалистической Советской Республики Таврида, картины в спецвагоне вернули в Феодосию, где они пережили Гражданскую войну, лишь несколько были тогда немного повреждены. В 1941-м угроза была гораздо сильнее: фашисты, конечно, вряд ли бы уничтожили коллекцию известного мариниста, но вывезти в Германию могли.
Картины, памятные вещи надёжно упаковали и 30 сентября вывезли на сантранспорте «Калинин» в Новороссийск, оттуда - в Краснодар, разместили в местной галерее. Потом поступил приказ эвакуировать картины в Сталинград. Но Николай Степанович, словно что-то предчувствуя, нарушил приказ и, заручившись приглашением из Еревана, добился отправки картин в Армению. Кстати, и он, и Айвазовский - армяне. В 1942-м, в год 125-летия художника, выставка картин из Феодосийской галереи открылась в Ереванском художественном музее. В Армянской ССР надеялись, что галерея останется у них навсегда, но как только стало известно об освобождении Крыма, Николай Барсамов стал собираться домой. Его верная спутница, супруга Софья Александровна, главный хранитель галереи, с которой вдвоём они вывезли картины с полуострова, куда уже ворвались фашисты, вспоминала, как провожали их в Ереване. «Очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паёк, которым мы питались потом в продолжении года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь».
У супругов Барсамовых была своя боль - в начале войны погиб единственный сын Владимир, но переживая тяжёлую утрату, они нашли в себе силы жить и работать, хранить знаменитую галерею. «5 ноября 1944-го картинная галерея Айвазовского была реэвакуирована в Феодосию, - писал в январе в нашей газете Николай Барсамов. - Сейчас вскрыты все ящики с коллекциями. Картины вернулись в полной сохранности. Оставленное в Феодосии оборудование картинной галереи в большей степени расхищено, а здание сейчас требует капитального ремонта. Полное восстановление здания будет возможно только к концу 1945 года». Но было решено, несмотря на трудности, к весне 1945-го открыть большую выставку картин. Её открыли - в честь Победы, а спустя год, 2 мая 1946-го, в отремонтированном здании развернули постоянную экспозицию.
А 75 лет назад наша газета сообщила, что Николаю Степановичу Барсамову присвоено звание заслуженного деятеля искусств Крымской АССР.
В 1962-м он стал Почётным гражданином Феодосии, вторым после Ивана Айвазовского. В 1969-м Николай и Софья Барсамовы стали заслуженными работниками культуры УССР. Их нет уже более 40 лет, Софья Александровна ушла в 1971-м, Николай Степанович в 1976-м. Но в память о них обо всех продолжает жить картинная галерея имени Ивана Айвазовского: новые планы, новые выставки. Кстати, за годы существования был «утерян» лишь один экспонат: после эвакуации обнаружили исчезновение небольшого ящика с мраморным бюстом художника работы Леопольда Адольфовича Бернштама. Супруги Барсамовы отправили запрос в Феодосию, с просьбой обследовать причалы порта, но город уже был оккупирован. Бюст нашёлся в 1945-м: в галерею его принёс крымчанин, подполковник Пётр Елисеевич Черныш, бывший замкомандира по политчасти 712-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Их часть разгружалась рядом с галереей в Феодосийском порту, по ошибке ящик с бюстом попал к военным. Они сохранили его на военных дорогах, вернули в Крым. Картинная галерея продолжает жить.

Картинная галерея и памятник её создателю Ивану Айвазовскому в Феодосии.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.