Ходил трамвай по деревне . . .

5 Июнь 2020 502
Рельсы - предмет спора между Украиной и Крымом. Без них трамвай снова не начнёт своё движение.
Рельсы - предмет спора между Украиной и Крымом. Без них трамвай снова не начнёт своё движение.

В Сакском районе, в селе Молочном, есть уникальная достопримечательность. Закрытая травмайная система - одна из самых маленьких в мире. Она работала исправно до 2014 года. А потом рельсы остались у украинских собственников пансионата «Береговое», а сам трамвай - у Крыма. Так уникальная достопримечательность Сакского района стала ржаветь и превращаться в рухлядь…

Трамвай в селе Молочном долгие годы был местной достопримечательностью. В этой части полуострова внимание туристов всегда привлекали море и песчаные пляжи.
А трамвай был изюминкой, ради которой многие и ехали в Молочное. При Украине билет стоил 1,5 гривны, после 2014 года - 7 рублей. Недорого, а билетик можно сохранить как раритет.
Трамвайная линия была построена, для того чтобы отдыхающие пансионата «Береговое» могли добираться до моря не по степной дороге под палящим солнцем, а как «белые люди». Красные аккуратные сиденья, поручни, тихий ход. Пару минут - и вы на море. Линия была отделена от автомобильных дорог, почти прямая.
Но главное в этой истории не то, как добирались люди до моря. Самый важный персонаж - трамвай. Вагоны немецкого производства GOTHA были созданы в 40-е годы прошлого века. Это не то, что раритет, это музейный экспонат! А на нём возили людей, так что каждая поездка была эксклюзивной.
- Я впервые с этим трамваем познакомился в 1998 году, тогда меня мама привозила на море в Молочное, - рассказывает Денис Славянский.  - Жили в пансионате «Береговое» в кемпинге, который потом в августе 2018 года снесли… Я как раз в это время был в Молочном: трамвая не было, контактная сеть висит, столбы стоят, рельсы тоже лежали. Мне тогда сказали, что ищут инвесторов, чтобы восстановить всё. Я бы и сам хотел, чтобы трамвай начал работать, но, по моему пессимистичному сценарию, скорее всего, сдадут всё это добро в металлолом.
Опасения поклонника трамвая не беспочвенные. Сейчас уникальная трамвайная линия представляет собой удручающее зрелище. Рельсы все заросли травой, кустарники скоро захватят каждый миллиметр путей… Само депо закрыто, его охраняет фирма «Рубеж». Мы связались по указанным телефонам, но ответ получили более чем скупой. Приводим диалог с дежурным.
- Добрый день, хотели бы задать несколько вопросов по трамвайной линии в Молочном.
- Ничего не скажу, отвечать не имею права.
- Но ведь это не секретный объект. Можете хотя бы ответить, как давно охраняется объект?
- Нет. Ничего не скажу.
На месте сторожа мы тоже не нашли. Постучали в металлические ржавые ворота, но никто не вышел.
Трамвай ходил ещё в 2014 году. Тогда многие покупали не один, а сразу 5-10 билетов. Кондукторы удивлялись, но отдыхающие объясняли такое транжирство просто: коллекционеры на материке просят несколько билетов. Как оказалось, такие покупки были своевременные. В 2015 году трамвай перестал работать.
- Трамвай изначально принадлежал Приднепровской железной дороге, - поясняет Денис Плохих, глава администрации села Молочного. - Пос­ле 2014 года его национализировали, он стал российским. Кроме трамвая, в собственность Российской Федерации перешли также депо и трансформаторная подстанция.
А вот саму трамвайную линию оставили прежним владельцам. 
Так как линию строили сотрудники пансионата «Береговое» за средства этого учреждения, то у него в собственности она и осталась. Получается, что трамвай находится в собственности Республики Крым, а сама линия, по которой он должен ходить, принадлежит украинским собственникам пансионата.
- Трамвай дважды пытались выставить на торги. Однако покупатели не нашлись. Мы попросили Сергея Валерьевича Аксёнова, главу Республики Крым, передать трамвай нашему муниципальному образованию, он нас поддержал, но пока ничего в этом направлении не сделано, - добавляет Денис Плохих. - Что касается торгов, то сам трамвай могут выкупить за 1,5 миллиона рублей, а если добавить депо и другое имущество, то общая стоимость - около 2,4 миллио­на рублей.
По словам главы администрации села Молочного, выкуп одного трамвая проблему не решит. Нужно ещё и забрать в собственность Республики Крым или села Молочного сами рельсы. За последние шесть лет около 15 человек хотели выкупить пансионат «Береговое», которому и принадлежат рельсы. Но, по словам Дениса Плохих, каждый раз украинские собственники действуют одинаково: бьют по рукам, а потом резко завышают стоимость в 2-3 раза. И вариант спасения трамвая один - выкупить рельсы и пустить уникальное транспортное средство. Наверняка, несколько миллионов рублей - это не катастрофические расходы для полуострова. Зато Сакский район получит достопримечательность, которой будет гордиться.

Валентина БУЙЛОВА.
Фото автора.