Виртуальная корзина

1 Апрель 2020 132
Людям из группы риска лучше заказывать доставку продуктов и еды на дом. Фото Александра КАДНИКОВА.
Людям из группы риска лучше заказывать доставку продуктов и еды на дом. Фото Александра КАДНИКОВА.

В Крыму растёт спрос на доставку продуктов питания на дом, сообщает корреспондент «Российской газеты». Но интернет-компания, занимающаяся дистанционным ретейлом, здесь всего одна. Местные производители и фермеры объединились и организовали доставку своей продукции жителям полуострова.

Жители полуострова стали чаще заказывать продукты на дом

Дистанционная торговля продуктами питания в Крыму не развита. А услугами единственного интернет-магазина могут воспользоваться только жители Симферополя и пригорода.
- Количество заказов выросло на 30-40%. Многие хотели бы получить продукты в день заказа, но не всегда у нас есть возможность выполнить их пожелание. Из-за этого клиенты отказываются от услуги. Если бы мы успевали обрабатывать все заказы, то было бы 70-80%, - говорит руководитель интернет-магазина Владимир Фокин.
Стандартный заказ включает в себя крупы, макароны, овощи и фрукты, молочную продукцию и мясные изделия.
- Неделю назад был очень большой спрос на гречку, рис, пшеничную крупу. Мы увеличили товарные запасы, как и все торговые объекты, но, к счастью, спрос уже на этой неделе упал, - отмечает Фокин.
Средний чек заказа - 1500-2000 рублей. Основные клиен-ты - пенсионеры, которым сложно выйти за продуктами, и семьи, не имеющие свободного времени для походов в супермаркеты. Ещё одна большая категория - покупатели, у которых нет поблизости магазина с хорошим ассортиментом и доступными ценами.
В интернет-магазине отмечают, что дефицита продуктов нет, поставщики быстро сориентировались и увеличили товарные запасы. Правда, некоторые подняли цены.
Владимир Фокин заверил, что они готовы к резкому увеличению числа заказов во время карантина.
- Мы оптимизировали организационные процессы, стараемся максимально производительно работать. Но штат не увеличиваем. В ближайшем будущем, когда закончится история с коронавирусом, нас ждёт рецессия, так как у людей будут запасы круп, макарон. Средний чек упадёт, - считает Владимир Фокин.
Председатель ассоциации «Содействие торговле Крыма» Сергей Макеев отмечает, что торговые сети не рассматривают вопрос организации доставки продуктов на дом покупателям. На это необходимы дополнительные материально-технические ресурсы. В целом создание интернет-магазина - процесс долгий и затратный: необходимо запустить сайт, разместить на нём несколько тысяч наименований продуктов, приобрести машины для доставки. Сейчас эти услуги востребованы, но, когда ситуация стабилизируется, спрос резко сократится.
В структуре торговли на долю сетевого ретейла приходится всего 25-30%, остальное - рынки, магазинчики формата «у дома».
- Если бы правительство Крыма выделило волонтёрам транспорт, они бы принимали заказы, покупали и развозили продукты питания. Это было бы целесообразно, - считает Сергей Макеев.
А пока вопрос доставки решают сами производители и покупатели.
Крестьянско-фермерское хозяйство, которое производит молочную продукцию в Красногвардейском районе под торговой маркой «Дубровские дары», делает адресную доставку.
- География доставки молока и кисломолочной продукции - Ялта, Алушта, Симферополь, Севастополь и Бахчисарай. Мясо - только тем, кто живёт в Симферополе, - говорит коммерческий директор Виктория Щекотилова.
Резкого увеличения заказов на предприятии пока не отмечают.
- Заявки идут стабильно, не лучше и не хуже, чем месяц назад. К увеличению спроса мы готовы. Лишь бы справиться с логистической составляющей: сейчас у нас ограниченное количество машин. Мы поставляли молочную продукцию в школы и детские сады, но поскольку школы закрыты, то появились свободные машины, и, я думаю, мы справимся, - утверждает Виктория Щекотилова.
В Севастополе жители решили поддержать своих фермеров. Они создали в соцсетях группу «Местная еда на заказ», всего за несколько дней к ней присоединились более 300 человек. Это потенциальные покупатели, а также производители кулинарии, ремесленного хлеба, фиточая, льняного масла, фермерского сыра, сладостей ручной работы и многого другого. Не исключено, что группа в соцсетях перерастёт в интернет-магазин.
- Время перемен - сложный период, и сегодня, как никогда, нам всем нужна поддержка. Сейчас для наших кормильцев, микробизнеса, наступает непростое время. Мы создали эту группу, для того чтобы те, кто покупает и продаёт местные крафтовые продукты, знакомились между собой и делали прямые заказы без какой-либо наценки. Важно сокращать торговое плечо между потребителем и производителем, - говорит инициатор проекта Татьяна Большакова.
Она надеется, что к акции подключатся и другие города полуострова.

В тему

В службах доставки ресторанных блюд на дом говорят об увеличении количества заказов.
- Спрос в марте в сравнении с январём-февралём вырос на 30-40%. Раньше в основном заказывали пиццу и роллы на ужин, а на обед - блюда на мангале. Теперь, независимо от времени суток, заказывают весь ассортимент, - говорит маркетолог службы доставки еды Владислав Фостенко.
Ещё пару месяцев назад больше всего заказов приходилось на праздники и выходные, сейчас стабильный спрос всю неделю. Средний чек заказа - 900-1200 рублей. Аудитория клиентов значительно не изменилась, это люди в возрасте от 25 до 35 лет, 65% заказчиков - семьи.
Владислав Фостенко в связи с введением карантина и соответственно с увеличением числа заказов решил расширить штат предприятия.
Владелица одного из севастопольских кафе Елена Жерносекова также рассчитывает на доставку горожанам еды - домашних полуфабрикатов (голубцов, пельменей, вареников, котлет, блинчиков).

Юлия СУКОНКИНА.