Александр Прошкин: Для меня важно запечатлеть время

28 Март 2020 612

Крымчане познакомились с Александром Анатольевичем сначала на IV Севастопольском международном кинофестивале в 2008 году, затем встречались в Ялте, где он несколько лет подряд участвовал в Международном телекинофоруме, был и членом жюри.

- Александр Анатольевич, в нашей первой беседе в Севастополе мы подробно говорили о картине «Живи и помни», которая имела большой резонанс, вызванный и темой, и художественными достоинствами. А недавно я посмотрела сериал о Николае Вавилове и, честно говоря, удивилась, что он остался незаслуженно незамеченным. Почему это произошло?
 - Появление сериала сов-пало с вильнюсскими событиями после провозглашения выхода Литвы из состава СССР. А главную роль сыграл литовский актёр Костас Сморигинас. Вы правильно заметили: незаслуженно. В фильме подняты очень важные темы, собралась достойная команда. Великий украинский артист Богдан Ступка впервые именно в этой картине появился в русском кино. Он создал абсолютно достоверный собирательно-сатирический образ Трофима Лысенко, инициатора разгрома генетики, что стало причиной гибели выдающегося учёного Николая Вавилова в годы сталинских репрессий. Я попытался по возможности правдиво передать атмосферу того времени. История Николая Вавилова - это спор не только учёных, но и культуры с антикультурой. Это схватка нравственности с безнравственностью, вседозволенности и соблюдения норм бытия. Фильм об этом. А не только история жизни замечательного человека и научное противостояние Вавилова и его противников.
- Вы по-прежнему снимаете один фильм в три года?
- После пятнадцатого года, когда вышли «Райские кущи» и «Охрана», вообще не снимаю.
- «Райские кущи» - новая экранизация «Утиной охоты» Вампилова, действие в которой вы перенесли в наши дни. Почему?
- Первая картина была снята в 1979 году - «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем и Ириной Купченко в главных ролях. Она была о том времени, ушедшем, неповторимом. Вампилов написал знаковую вещь, сформулировав новый тип героя, который в русской литературе назывался «лишним человеком» - то есть не вписывающимся во время. Которого раздирают внутренние противоречия, но существующим по законам его времени. С одной стороны - он живёт, как и все, с другой - ненавидит это и от этого спасается, как может.
В первой экранизации была замечательная обойма актёров, как бы зафиксировавших то время в нашем сознании. Мне казалось, имеет смысл столкнуть два времени. Это только кажется, что у нас совершенно другая жизнь, мы изменились. По сути, жизнь внешне меняется, а все персонажи просто переселяются в другую декорацию. Прош-лое, от которого мы пытаемся уйти, нас догоняет. Там играли звёзды того времени, а здесь - нашего. В главной роли Евгений Цыганов - Зилов, жену играет Чулпан Хаматова. В роли Кушака был Евгений Леонов, а у меня - Виталий Хаев. Это актёры не просто хорошие, а с абсолютным слухом времени. Они все играют и про время, и про себя. И у них есть и право, и возможность высказаться о своём времени.
- У вас ведь не так много фильмов про сегодняшний день?
- Я старался уходить от этого. Когда-то, в молодости, снял комедийный «Опасный возраст» с Будрайтисом и Фрейндлих. А вообще я всегда снимал историческое кино. Принципиально. Потому что, как мне кажется, мы одной ногой застряли в нашем прошлом, а другой идём в какое-то неведомое лучезарное будущее, но какое оно не совсем ясно. На этом перепутье существуем по сей день.
- Разве «Охрана» не о сегодняшнем дне?
- Но это опять же комедия. Ироничная и трогательная история о вспыхнувшем чувстве и превратностях судьбы. Героини - девушки, работающие охранниками на металлургическом заводе в неком провинциальном городке на Волге. Им приходится выполнять не свойственную женщинам работу из-за нехватки мужчин: часть населения сильного пола за решёткой, а второй ничего не оставалось, как устроиться на работу тюремными надзирателями. Главная героиня - рыжеволосая 26-летняя Клавдия Глотова, которую сыграла никому не известная театральная актриса из Сыктывкара Мария Коровина,  однажды ночью ловит похитителя чугунных болванок. Пытаясь остановить грабителя, она оказывается в его объятиях. От неожиданного поцелуя Клавдия теряет сознание. Испуганный воришка приводит девушку в чувство и убегает. Для Клавдии эта встреча оказывается роковой: если раньше о любви и замужестве она и не мечтала, то теперь семья и ребёнок становятся смыслом жизни.
- У вас многие знаменитости снимались впервые?
- Не многие, но есть. Например, Ниночка Усатова. До «Холодного лета» её никто не знал. А она грандиозная актриса! Одна из мощнейших сейчас. Ей подвластно всё - от буффонады до большой трагедии. Горжусь, что в её судьбе сыграл определённую роль, когда она работала в Питере в молодёжном театре.
- Слава приходит с кино?
- Известность. Есть теат-ральные актёры, которые только театральные. Или не снимаются, или их не снимают. Сейчас вообще сложно: что играть в кино? Кинодраматургии нет. А в театре всё же существует великая классика. Я как-то задумался: кого играли бы сейчас Урбанский, Даль? Или мой любимый Смоктуновский, который в конце жизни уже начал играть паханов, и это был тихий ужас! Потому что масштаб личности не соответствует.
- Для кино важен хороший литературный материал?
- Важно понять, зачем кино нам нужно. Я понимаю, зачем создаётся продукция Голливуда. Не имея истории, страна придумала свою мифологию: супер-героя, выходящего победителем из любой ситуации. Это психология индивидуалистического общества, в котором человек верит в свои силы и в то, что он сам может решать свою судьбу. Нас, как весь третий мир, на эти сказки подсадили. А русская культура - рефлектирующая. У нас герой не тот, кто морды всем набил, а князь Мышкин, внутри которого бьётся человек совести. А мы стали делать про всех победившего и всем морды набившего.
- Вы как-то сказали, что снимаете фильмы, для того чтобы не было наших и не наших…
- Так и есть. Весь XX век
- волкодав, как сказал Мандельштам, ментально изменил нацию. Потому что гражданская война - это величайшее испытание. Многие нации после гражданской войны сходят с исторической арены. Потому что нация скудеет героями: погибают герои и с той, и с другой стороны. Мы выдержали это испытание, но инстинктивно делим или делимся на красных и белых.
И до тех пор, пока не наступит истинное примирение, мы будем пребывать в состоя-нии латентной гражданской войны. У нас нет исторического осмысления времени. Фильм про Ленина снимают: вначале он великий кормчий и учитель, а в конце - гад последний. До тех пор, пока мы про это время не скажем всю правду подноготную, у нас не будет точки отсчёта.
- Почему до сих пор не сделали этого?
- Потому что мы всё время вспять возвращаемся. То у нас Сталин был душегуб и кровопивец, то победитель войны и эффективный мене-джер. Забывать никого нельзя.
В Риме стоит памятник Муссолини не потому, что его чтят, а потому что нужно помнить, что это было, чтобы это не возвращалось. Я против сноса памятников. Они, как знак эпохи, должны оставаться. Когда чего-то не знаешь, это возвращается вновь.
А когда знаешь точно параметры и примеры, ты уже боишься, что это вернётся. Объяснить молодёжи можно только имея свою точку зрения. И общество должно найти определённый консенсус в этом. Своей истории надо вынести вердикт. Это очень во многом предопределяет будущее.

Досье

Кинорежиссёр, сценарист, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Александр Анатольевич Прошкин родился 25 марта 1940 года в Ленинграде в семье художника. После окончания актёрского факультета Ленинградского театрального института имени А. Н. Островского служил в труппе Ленинградского театра комедии. Окончил Высшие режиссёрские курсы при Гостелерадио СССР. В 1975 году снял один из первых советских телесериалов «Ольга Сергеевна» с Татьяной Дорониной в главной роли. Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» удостоен национальной кинопремии «Ника», Государственной премии СССР, Гран-при Всесоюзного кинофестиваля и МКФ в Валансьене. Множество премий получили его картины «Русский бунт» по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», телесериал «Доктор Живаго» по одноимённому роману Бориса Пастернака. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.