Маленькая героиня большой войны

Главы из книги «Партизанская семья Парчинских»

26 Март 2020 584

Зуйские края. Весна 1941 года. Известная в то время деревня Нейзац. До деревни шла дорога, украшенная по бокам густыми цветущими кустарниками тёрна и боярышника. Месяц май полностью вступал в свои права. Влево от дороги начинался лес, пеленавший Крымские горы орешником, берестом, буком, изредка видневшимися стройными ёлками и развесистыми игольчатыми соснами. Двухэтажное белое здание Нейзацкой семилетки утопало в зелени пришкольного сада, который радовал и учащихся, и преподавателей своим цветением. Сад являлся началом местного леса, растворяясь в нём своими насаждениями. Весна 1941 года собиралась передавать свои права долгожданному лету…

Перед войной
В этот тёплый, согретый майским солнцем, день, ощущая близкое окончание школьной учёбы, учащиеся Нейзацкой школы смотрели уже не на учителя с его слегка надоевшими наставлениями и формулами, а туда, где в раскрытые настежь окна влетали пение птиц, волны ласкового, приятного тепла и, конечно, всех ожидали каникулы.
Кое-кто, опустивши вниз голову, мастерски сооружал рогатку… У некоторых в партах лежали до белизны отёсанные деревянные сабли и кинжалы… Все с нетерпением ожидали звонка - конец уроков и начало «войнушки» - любимой игры настоящих пацанов.
Долгожданный звонок потонул в грохоте крышек парт. Книги, тетради рассовывались в торбы, пазухи, даже в карманы. Толкаясь и галдя, вываливались во двор школы, а затем прямиком в школьный сад. В школьном саду они группировались по признакам землячества - по деревням. По таким же признакам они создавали и «полки» для игры в войну во время больших школьных перемен.
В Нейзацкой школе учились дети в основном из двух деревень - Нейзаца и Фриденталя. Было несколько человек из Барабановки, Петрово и Баланово. Это была школа с интернациональным составом учащихся. Превалировали дети Нейзацких и Фридентальских немцев-колонистов, затем русские, украинцы, татары, поляки, греки и армяне. Из этой многонациональной публики было создано два очень мощных «полка» - Фридентальский и Нейзацкий. И всегда побеждал Фридентальский полк! По убеждению бессменного командира «полка» Стёпы Парчинского, побеждал не полк, а военная наука и тренировка.
Когда всё было подготовлено к «бою», Стёпа с «чапаевцами» уходил в лес, откуда они должны были напасть на проходящих по дороге «белых». Чапаевцы выбегали из лесу со страшным шумом и гамом, а впереди Стёпа с криком
«Ура-а-а!». Устоять против такой организованной и напористой атаки «белые» не могли при всём желании. После нескольких часов манёвров и вихревых атак усталые, но довольные ребята расходились по своим направлениям жительства. Грязные, исцарапанные, с оторванными рукавами и воротниками с одежды, бывали и заметные следы на лицах.
В день окончания учебного года, 31 мая 1941 года, между «полками» произошло финальное, заключительное сражение.
Победили по традиции фридентальцы. Даже взяли в «плен» командира Нейзацкого полка Отто, здорового, рыжего детину местной немецкой национальности. «Бой» был жестокий, многие фридентальцы получили «ранения», в том числе и «полководец» Стёпа.
Возвратившись домой, Стёпа украдкой проник в отцовский ветеринарный кабинет, примыкавший к сарайчику, позвал свою любимую сестричку Галю (старшая сестра Мария обязательно бы отругала) и попросил забинтовать ему глаз. За это он пообещал сестричке зачислить её в свой «полк» медсестрой. Галя, на два года моложе Стёпы, часто просила его принять её в свою команду. Теперь, используя такой момент, она говорила ему:
- Я - тоже отважная и боевая. Даже сумею взять из папиной аптечки так, что он не узнает, бинты, вату, йод. Возьму всё, что нужно.
На этом они договорились, и Галя с таинственным видом зашла в дом. Разведав, что в доме никого нет, кроме спящей в кроватке сестрички Светы, перевела Стёпу в дом и уложила на кушетку в дальней комнате, а сама убежала на молочную ферму смотреть за телятами. Галя была очень трудолюбивой - результат семейного воспитания Парчинских.

Валерий ЛИНЕВИЧ.
(Продолжение следует).