Жизнь на причале: тяжело, страшно, не по закону

19 Февраль 2020 538
В таких условиях живут люди в Балаклаве. Но идти им некуда.
В таких условиях живут люди в Балаклаве. Но идти им некуда.

В севастопольской Балаклаве живёт семья, которая в любой момент может оказаться на улице. Местный районный суд обязал их покинуть помещение, но они пока этого не делают. Что будет дальше - не знает никто. Но есть риск, что семья окажется без кола и двора.

Дом у моря. Но без удобств

Обычная севастопольская семья оказалась заложником ситуации. Когда-то давно в советские годы здание находилось в маневренном фонде. Как это  было принято в те времена, помещения выдавались сотрудникам разных структур. Например, дом могли получить работники лесхоза. В 80-е годы семьи спокойно получали жильё и не думали ни о чём плохом. Такая практика была по всей стране. Работаешь на благо государства - получи дом или квартиру. Однако после развала СССР всё начало меняться.
Период счастливой жизни закончился в 90-е. Но не сразу. Что делать с такими людьми - не все знали. Поэтому первые годы всё шло по накатанной схеме. Из ЖЭКа приходили люди, следили за порядком. Могли покрасить полы или починить крышу. Похожая ситуация была, например, в селе Поворотное под Севастополем. В местном общежитии все работы делались за счёт государства. Потом Союз распался и началось…
При Украине в доме у причала начала протекать крыша. Люди обращались во все инстанции - их отовсюду прогоняли. Теперь финансирование для этого дома не выделялось. Постепенно всё пришло в окончательный упадок.
Минимальные удобства устроили себе сами. Провели воду, чтобы не приносить её из окрестных водоёмов. Зимой спасала печка, которая хорошо обогревала помещения. Постепенно к ней добавились обогреватели. Условия не идеальные, но сносные.
Так и перебивались, как могли. Да, жизнь не сахар, но зато свой угол. Есть, где заночевать, провести время по вечерам, пережить непогоду. Но вскоре всё изменилось.
Жительница этого дома у моря Марина Котегова начала обивать пороги кабинетов чиновников. Пошла к разным депутатам, пыталась достучаться до каждого. Повод был - пришла бумага с «претензией об освобождении незаконно занимаемых объектов недвижимости». Попросту семью решили выселить. «Письмо счастья» пришло от
ГУП «Проект развития Балаклавы».
- К нам приходили люди, сказали, что нас тут быть не должно, мы обязательно должны покинуть помещение, - рассказывает Марина. - Но куда мы могли пойти? У нас возможностей нет таких. У меня четверо внуков, один совсем маленький. Какие у нас есть варианты? Мы снять жильё за 20-30 тысяч рублей никак не можем.
При этом семья с 1995 года стоит на квартирном учёте.
И никуда из списков не делась. Просто была 4613-й, а потом стала 688-й по льготной очереди. И эти цифры наглядно показывают, как далеко семья находится от шанса получить квартиру.

Выживают, как могут

В доме находиться сложно. Горячая вода как бы есть, но её как бы нет. Чтобы помыться, нужно нагреть бойлер, который не работает из-за слабого напряжения в розетке. Изменить что-либо людям крайне сложно - у них нет прописки. То есть их могут лишить всего в считанные секунды.
Похожая ситуация была всё в том же селе Поворотном под Севастополем. Люди не могли ничего делать, так как не знали, сколько ещё будут жить в квартирах. Однако правительство города вмешалось. Бесхозный дом получил хозяев.
В Балаклаве хозяева тоже как бы есть. Это ГУП «Проект развития Балаклавы». За ним закрепили землю и имущество на ней, то есть дом. Так строения по адресу г. Севастополь, Балаклава, набережная Назукина, д. 2а стали принадлежать ГУП. А люди оказались лишними.
Эта проблема заинтересовала депутата Заксобрания Севастополя Артёма Гордиенко.
- Когда Татьяна Александ­ровна пришла ко мне на приём, ей было трудно разговаривать, а обращение она писала чуть не плача, - рассказал депутат. - Мы ознакомились с документами, с решением суда, с обоснованием. Я сейчас не берусь говорить, насколько это правомерно, но, когда две семьи, да ещё и с маленькими детьми выгоняют на улицу без ничего, у меня возникает вопрос. Будет ли это лучше?
По словам Гордиенко, в настоящий момент в адрес правительства будет отправлен запрос о необходимости предоставления жилья семьям.
- Когда в ответе правительства я читаю «прорабатываются возможные варианты», хочется задать прямой вопрос: «Прорабатывают до когда?». Если сейчас есть решение суда, значит должно быть решение властей. Я понимаю, к сожалению, в городе множество людей нуждаются в жилье, но ведь не каждого выгоняют на улицу.
Хочется верить, что у этой истории будет хороший конец. Тем более что подобных заложников бывшего советского имущества в Крыму хватает. Люди не знали, что могут оказаться на улице, когда разваливался СССР. И большинству из них банально не на что купить себе квартиру или переехать в какой-нибудь дом.

Мария ЯКОВЕНКО.
Фото автора.