«Аргонавты» в Крыму

4 Февраль 2020 741
Фото из архива газеты. Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин (слева направо).
Фото из архива газеты. Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин (слева направо).

Благодаря нашему полуострову появилась Организация Объединённых Наций, Советский Союз вернул себе Курилы и юг Сахалина, карта Европы изменилась на долгие годы, а мир стал двухполюсным (социалистические и капиталистические страны). 75 лет назад, 4 февраля 1945 года, за стол переговоров в Ливадийском дворце сели лидеры трёх стран-союзниц антигитлеровской коалиции: от СССР - Иосиф Сталин, от США - Франклин Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль. Фотокорреспондент нашей газеты, тогда называвшейся «Красный Крым», Леонид Яблонский стал единственным из крымчан, кому доверили делать общий фотоснимок лидеров.

Только у нас

Симферополец Леонид Исаакович Яблонский до освобождения полуострова от фашистов под бомбёжками и обстрелами «писал фотохронику» крымской 51-й армии в её газете «Сын Оте­чества». В апреле 1944-го вместе с армией вернулся домой и в родную газету - сотрудничество с «Красным Крымом» начал ещё до войны. Тайны он хранить умел, а потому никому долгое время не рассказывал о спецкомандировке в Ялту. О том, что «в районе Чёрного моря» совещаются президент США, премьер-министры Советского Союза и Великобритании, в нашей стране узнали лишь на третий день конференции, точное место не обозначалось из соображений безопасности. Когда конференция закончилась, лидеры государств вернулись в свои столицы, стало известно о Крыме, а вот точное место объявили лишь в марте. До этого страна активно обсуждала и приветствовала решения Крымской конференции - материалы об этом регулярно печатала и наша газета. 23 марта 1945-го «Красный Крым» устами Дмитрия Холендро и Моисея Олинского, глазами Леонида Яблонского рассказал читателям страны (публикацию потом перепечатали многие издания) о Кореизском (Юсуповском), Ливадийском и Алупкинском (Воронцовском) дворцах. «Где жили и совещались Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль, где принято историческое решение, определившее окончательный разгром врага и планы создания прочного и длительного мира».
Необходимость новой встречи назрела давно - до этого в 1943-м лидеры стран виделись в Тегеране, но тогда до Победы было ещё далеко. Но Красная Армия, совершившая Висло-Одерскую операцию, стояла в шестидесяти километрах от фашистского Берлина. Союзники, пережившие в Бельгии контрудар гитлеровцев, - в полутысяче. Такое расстояние и ощутимый перевес Советского Союза позволили Иосифу Сталину диктовать условия: «советское черноморское побережье!» Иностранные гости до последнего отказывались ехать в Крым, где, как пугали друг друга, «ужасный климат и условия, тиф и вши». Предлагали Мальту, Кипр, Иерусалим, но Иосиф Виссарионович был непреклонен - Ялта. Он мог бы пригласить союзников в любимый город Сочи, но там был тыл, а потому выбрал Крым, который меньше года назад освобождён от фашистов, - специально, чтобы показать, как пострадала советская страна от войны. Говорят, изначально вождь задумывался о Севастополе, но в разрушенном городе не было подходящих мест для размещения делегаций. Ялта из всех крымских городов пострадала меньше, но по пути к ней тогда специально не убрали разрушенные дома и искорёженную военную технику. Так что из окон правительственных «ЗИС-101», доставленных для иностранцев из Москвы, они могли ужаснуться «размерами разрушений». Побывали и в Севастополе, где окончательно убедились, что СССР от войны натерпелся больше всех.
Впрочем, поблажку наш лидер всё же сделал: принял придуманное Уинстоном Черчиллем кодовое название конференции - «Аргонавт». Тот, знаток мифологии, пояснял Франклину Рузвельту: «Мы, прямые потомки аргонавтов, приплывших на Чёрное море за золотым руном». Таковым для союзников был СССР: они отчаянно нуждались в нём для окончательного разгрома Германии и для назревающей войны с Японией.

Всё продумано

В отличие от аргонавтов, союзники в Крым не приплыли - их ждал Сакский военный аэродром (ныне в Новофёдоровке). Только его железобетонная взлётно-посадочная полоса могла принимать самолёты, подобные американским и английским. Первым 3 февраля в 12.15 прилетел Франклин Рузвельт, спустя 20 минут - Уинстон Черчилль. Встречали гостей нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, почётный караул и оркестр, исполнивший гимны трёх держав. Причём исполнили так, что гости смирились с отсутствием на встрече лидера СССР.
Иосиф Сталин предпочёл добираться в Крым на поезде - спецсостав прибыл на вокзал Симферополя 1 февраля. Вождь и нарком Вячеслав Молотов сразу выехали на бронированном «ЗИСе» в Кореиз, где в Юсуповском дворце разместилась наша делегация. Правда, ненадолго остановились в Алуште, на бывшей даче генерала Голубева (улица Ленина, 20) - в ещё одном из подготовленных для отдыха делегаций дорожном домике. Как рассказывал «Крымской правде» краевед Владимир Гуркович, автор книги «Крымская конференция 1945 года. Памятные места», домиков было два, алуштинский и симферопольский. «В Симферополе в старинном особняке Ракова (улица Шмидта, 15) по пути с Сакского аэродрома в Алупку (англичане расположились в Воронцовском дворце) останавливался Уинстон Черчилль». Кортеж Франклина Рузвельта, направлявшийся в Ливадийский дворец, на отдых останавливался лишь на Ангарском перевале, чтобы полюбоваться местными красотами.
Разместившись, ни премьер Великобритании, ни президент США о поездке в Крым не жалели. Здесь всё было сделано по их вкусу. К примеру, спальню Франклина Рузвельта в Ливадии перекрашивали несколько раз, чтобы добиться его любимого лазурного цвета, а дворец, где разместился Уинстон Черчилль, «охраняли» мраморные символы Британии - львы.
И так - в любых мелочах. Хотя, каких усилий и средств это стоило нашей стране, лучше не вспоминать. В разграбленные фашистами дворцы с конца 1944-го завозили и мебель, и продукты (кстати, гости разным деликатесам предпочли «русский суп» - щи и котлеты по-киевски). Устроили бомбоубежища, ведь фашистским самолётам, ещё базировавшимся в Северной Италии, было легко достать Крым. На страже безопасности были наши ПВО (зенитная батарея, к примеру, стояла в нынешнем Детском парке столицы республики), авиаспецгруппы, крейсер «Ворошилов», подлодки, эсминцы Черноморского флота. Наш полуостров настолько покорил сердца лидеров США и Великобритании, что они даже просили продать им дворцы, на что глава Советского Союза ответил, что «всё это принадлежит народу». Отказал и в передаче им всего полуострова, в обмен на такого же размера землю Германии. По легенде, Иосиф Сталин предложил им отгадать загадку, чтобы получить Крым: показал три пальца, большой, указательный и средний, какой из них средний? Уинстон Черчилль, удивившись простоте вопроса, назвал указательный, не угадал. Франклин Рузвельт, решив, что надо выбирать из пяти, назвал средний, и тоже не угадал. Наш вождь, сложив известную фигуру из трёх пальцев, показал гостям большой: «Вот средний. Вот вам наш Крым».
Наш премьер-министр уехал из Крыма первым - вечером, 11 февраля, из Симферополя отправился спецпоезд в Москву. Президент США, отправив в Москву благодарственную телеграмму «За гостеприимство», улетел на следующий день - до этого они с премьером Британии побывали в Севастополе. Спустя два дня и англичанин покинул полуостров со словами восхищения и благодарности: «Мы молимся, чтобы русский народ никогда больше не подвергался тяжёлым испытаниям, из которых он вышел с такой славой».

В тему

Официальная первая встреча началась 4 февраля в 17 часов в Ливадийском дворце (там проводились и остальные 7 основных, чтобы было удобно передвигавшемуся в инвалидном кресле Франклину Рузвельту). Впрочем, официальные и неофициальные (обеды) делегации проводили во всех дворцах. Например, в Кореизе лидеры СССР и Великобритании обсуждали вопросы передачи двум странам их граждан из освобождённых государствами фашистских концлагерей.

Кстати

7 февраля в 14 часов в Воронцовском дворце откроется выставка, посвящённая 75-летию Ялтинской конференции. Вниманию посетителей представят фотоматериалы, газетные публикации, копии документов, посвящённые пребыванию британской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем и встречам министров иностранных дел и глав правительств трёх союзных держав. Кроме того, можно будет посмотреть уникальные фотоснимки Алупки того времени, акварельный портрет Иосифа Сталина, написанный неизвестным художником, и работы Василия Новикова, сохранившего на холсте интерьеры дворца во время проведения конференции. Выставка будет экспонироваться до 10 марта.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.