Медицина должна измениться

29 Январь 2020 3783
Евгений Крутиков.
Евгений Крутиков.

Преподавателей и выпускников Крымского государственного медицинского университета имени С. И. Георгиевского знали и ценили во всём мире. Новый виток истории старейшего вуза полуострова начался после вхождения его в состав Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Студенты тогда открыто митинговали против этого решения, отстаивая самостоятельность альма-матер. Прошло 5,5 лет после того, как бывший «медик» стал Медицинской академией имени С. И. Георгиевского КФУ имени В. И. Вернадского. Что изменилось в обучении студентов за это время, на каком уровне находится научная деятельность вуза, что стало с его клиническими кафед­рами в больницах, как студенты теперь относятся к получению медицинского образования и чем это чревато для Крыма, рассказал директор Медакадемии, профессор Евгений КРУТИКОВ.

Деньги на науку

- Обучение студентов эффективнее в учебном заведении, которое находится в подчинении Министерства здравоохранения или Министерства науки и высшего образования?

- Обучение студентов по программам специалитета осталось без изменений. Единственное - сейчас мы добавляем такие циклы, как электронный документооборот (входит теперь в дисциплину «организация здравоохранения»), экономика здравоохранения. Но это время диктует свои условия, а не статус. Все медицинские вузы в Российской Федерации имеют двойное подчинение - Минобр­науки и Минздраву России. Они работают по программам и нормативам, которые утверждает Министерство науки и высшего образования РФ, но к их составлению имеют непосредственное отношение и специалисты Министерства здравоохранения РФ. Проб­лемы возникли с факультетом последипломного образования - в связи с подчинением Министерству науки и высшего образования РФ исчез госзаказ на подготовку врачей.
А врач для подтверждения своего сертификата обязан каждые пять лет проходить курсы повышения квалификации или переподготовку, если меняет специальность. С 2014 года крымские врачи проходят курсы повышения квалификации либо за свой счёт, либо их оплачивает больница, либо Фонд медицинского страхования. При этом курсы повышения квалификации врачей в частных структурах и в нашем университете значительно отличаются. В частных фирмах подготовка крайне низкая, мы же даём полноценный курс классического образца, наши доценты и профессора читают лекции, ассистенты ведут занятия.

- На кафедрах в Медакадемии есть свободные вакансии преподавателей или ассистентов?

- Да, в основном на кафед­рах теоретического направления. Клинические кафедры укомплектованы. Мы стараемся привлечь на кафедры молодёжь, однако у неё нет стремления заниматься наукой. Если для молодого человека большое значение имеет уровень заработной платы, то он уходит в практическое здравоохранение. Наука сейчас финансируется очень слабо.

- А какой источник её финансирования?

- Принцип финансирования науки в РФ сейчас - грантовая деятельность. Для этого учёному необходимо подавать заявку на грант, выигрывать его. Такова общепринятая во всём мире схема. А вот в советское время перспективные направления в медицине финансировались государством.

- Как вы думаете, к чему это приведёт?

- Обратимся к опыту западных стран. Там существуют крупные университеты, в которых действуют научные центры, получающие мегагранты. Для российских вузов, в особенности периферийных, такой вариант маловозможен. Государство заинтересовано в развитии медицинской науки, а значит, должно финансировать её. Я считаю, что наука на периферии особенно нуждается в программе господдержки.

- А Медакадемию кто содержит?

- Обучение бюджетных студентов финансирует государство, коммерческие учатся за свои деньги. На момент перехода в РФ нам в два раза увеличили количество «бюджетных» студентов. Оплата за них идёт под расчёт. Чтобы зарабатывать деньги и иметь дополнительные средства на развитие вуза, мы должны быть заинтересованы в студентах, обучающихся на коммерческой основе. Особая статья доходов - иностранцы, особенно англоязычные. Большинство из них - из Индии. Обучение иностранных студентов - это не только деньги, но и экспорт отечественного медицинского образования за рубеж и признание Крыма российским другими странами.

Проблемы клинических кафедр

- В чём состоит проблема деятельности клинических баз Медакадемии после 4 августа 2014 года - даты создания Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, в состав которого входит вуз?

- Согласно действующему российскому законодательству наши больницы должны пройти лицензирование. Для этого они обязаны соответствовать всем нормам СанПиНа, то есть необходимо создать определённые условия для больных, соблюсти все положенные нормы нахождения их в стационаре, в палатах - не по пять-шесть человек, как было раньше, а по два-три. Для приведения условий к нормам больницам понадобились дополнительные площади, и этот вопрос решают за счёт клинических кафедр. Кроме того, в больницах сейчас проходят капитальные ремонты, что также приводит к тому, что кафедры временно используют как палаты. Многие клинические кафедры мы были вынуждены перевести на территорию Медакадемии.

- Как теперь поставлена работа на клинических кафедрах? Раньше они были известны как достойные научные центры.

- Так было в советский период. В связи с коммерциализацией медицины возникли определённые проблемы между больницами и учебным заведением, основанные на подчинённости вуза и на юридических нюансах - не все больные готовы допускать к себе студентов на курацию. Сейчас ситуация меняется - совместно с Минздравом мы находим возможность открыть доступ студентов к пациентам.  С недавних пор мы практикуем выездные занятия в участковых больницах Симферопольского района, построен симуляционный центр со всем необходимым современным оборудованием, в нём студенты отрабатывают практические навыки. Конечно, симуляторы не заменят больного, но существенно помогают в образовательной деятельности.

- Бывшая университетская клиника Крымского медицинского университета имени С. И. Георгиевского, а ныне Клинический медицинский многопрофильный центр святителя Луки, раньше была научно-практической площадкой для студентов и преподавателей медуниверситета, что с ней сейчас?

- Там завершён ремонт в отделении хирургии, и создано отделение реабилитации, урологии, закуплено современное оборудование, отремонтированы операционные. Хотелось бы увеличить коечный фонд клиники (она всего лишь на 70 коек, а студентов вуза - около пяти тысяч). Вопрос стоял о том, чтобы передать какую-нибудь городскую больницу федеральному университету. Но для этого наша клиника должна быть рентабельной, а сейчас там нет терапии, педиатрии.

- С чем это связано?

- С тем, что был проведён экономический подсчёт. Те отделения, которые не приносили доход, ликвидировали. Сейчас упор там сделан на хирургию, травматологию, урологию, гинекологию.

- Что будет после того, как откроют многопрофильный  рес­публиканский медицинский центр Республиканской клинической больницы имени Семашко на 11 км Московской трассы? Отдадут ли, как было обещано, старое здание медучреждения студентам?

- Мы просим, чтобы в старой больнице нам выделили помещения (в пределах тысячи квадратных метров) для учебных комнат. Обращались в Министерство здравоохранения Крыма и в Комитет по вопросам здравоохранения Госсовета РК. Однако пока определённости в этом вопросе нет, он остаётся открытым. В новом центре по плану не предусмот­рены учебные комнаты, она строится только для больных. Но всё-таки мы найдём возможность обучения там студентов и ординаторов. По моему мнению, им больше нужны не учебные комнаты, а знакомство с новыми технологиями, с современной организацией лечебного процесса, работа с больными. А для размещения учебных комнат для студентов Медакадемии рассматривается вариант постройки корпуса рядом с новым медцентром (вокруг него располагается земля университета).

О качествах врача

- Обучение студентов-медиков было лучше в советский период времени или сейчас?

- С тех пор общество изменилось, раньше были другие люди, более мотивированные. Школьники понимали, что получать профессию необходимо, ведь следует приносить пользу обществу. Сейчас абитуриенты, поступающие в медицинский вуз, думают прежде о том, как заработать деньги. Я считаю, чтобы стать врачом, необходимо много читать книг, а они не популярны у молодёжи. Некоторые студенты, отучившись шесть лет, не идут работать врачами, а заставить мы их не можем - программа распределения выпускников сейчас не действует. Во фтизиатрию, в скорую медицинскую помощь, патологическую анатомию выпускники Медакадемии не хотят идти работать. Отчасти и в этом причина сложившегося в Крыму кадрового дефицита.
В то же время есть те, кто днюет и ночует в операционных. Но молодой семье врачей, тем более у которой нет своего жилья, тяжело жить на одну зарплату и содержать семью. Им необходима поддержка на уровне государства.

- Из-за нехватки врачей в больницах полуострова Мин­здрав РК увеличил число целевых направлений в Медакадемию. Что вы об этом думаете?

- После заключения с ведомством контракта абитуриент получает возможность поступить в Медакадемию на льготных условиях, а взамен обязуется после завершения учёбы отработать по направлению Минздрава Крыма. Эта практика заимствована из опыта Советского Союза. В этом учебном году число «целевиков» существенно выросло - 283 студента. Действительно принимали абитуриентов с невысоким баллом, но, думаю, что из-за спроса проходной бал и для них повысится в следующем году.

- Многие жалуются на непрофессионализм врачей и как следствие видят причину этого в качестве медобразования. Что вы можете сказать об этом?

- Работа у врачей психологически и физически очень тяжёлая, требующая большой эмоциональной и душевной отдачи, поэтому в первую очередь необходимо снизить нагрузку на них. Кроме того, нужно перестроить саму работу. Много нареканий со стороны пациентов на организацию и деятельность первичного звена. Кафедра общественного здоровья, организации и экономики здравоохранения Медицинской академии участвует в модернизации работы поликлиник в рамках проекта «Бережливая поликлиника». Я считаю, необходимо разделить поликлиники на три направления: для детей до 18 лет, для среднего возраста (работающие люди) и для пенсионеров, потому что врач на последних тратит больше времени, а у нас много людей почтенного возраста. Поликлиники необходимо оснастить современными диагностическими отделениями, чтобы больной, не выходя из неё, мог быстро получить полное обследование, а врач - определиться с тактикой лечения.

- Что вы думаете о качестве коммерческого медицинского образования?

- Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Бывают случаи, когда, завершая обучение, «коммерческие» студенты становятся прекрасными врачами, а иногда студенты, поступившие в вуз на государственной основе, прогуливают занятия, и их отчисляют. Я думаю, что должны быть две формы обучения.

- Как вы относитесь к частной медицине? Считаете ли вы, что здравоохранение должно быть бесплатным?

- В советское время медицина была нацелена на то, чтобы все люди были здоровыми, а капиталистическое здравоохранение направлено на то, что чем больше больных, тем лучше живёт врач. Сейчас общество развернулось в сторону капитализма, поэтому нужно соблюдать паритет: чтобы люди и душой горели за дело, и могли построить будущее. Неотложная помощь должна быть бесплатной, а высокотехнологичная, сложная медпомощь иногда без денег не может быть пока оказана. Нужно брать лучшее у капиталистической медицины, трансформировать и использовать опыт советского прошлого. Необходима новая модель здравоохранения. Создать её очень сложно, но медицина должна измениться. Она должна оставаться частично бесплатной, потому что в ней действуют нравственные законы. Человеку необходимо помогать и без какой-либо финансовой выгоды и заинтересованности.

Оксана ПАВЛЕНКО.