Семён Трескунов: Моя мечта - режиссура

25 Январь 2020 1324
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Крымчане знают Семёна не только по фильмам - встречались с ним на кинофестивалях «Алые паруса» в Артеке, на евпаторийском «Солнечном острове» и на ялтинском «Евразийском мосту», где он представил фильм «Волшебник». Создатель картины Михаил Морсков, получивший приз за лучшую режиссуру, считает, что в этом успехе большая заслуга Семёна Трескунова, как одного из самых популярных российских актёров нового поколения.

- Семён, трудно, наверное, было вжиться в роль мальчика, страдающего ДЦП? Чем привлекла эта роль?

- Вживаться в любую роль непросто. Но, конечно, этот случай - особый. На эту роль меня пригласил режиссёр, который больше известен в кино как композитор. Он написал музыку к «Хорошему мальчику», фильму, который я очень люблю, думаю, и зрители разделяют моё чувство. Михаил дал мне прочитать свой сценарий, и мне захотелось стать частью этой истории. Прежде всего, потому, что она о настоящей мужской дружбе. Осознавал, что предстояло решить тяжёлую физическую и психологическую актёрскую задачу - сыграть молодого человека, жизнь которого осложнена с рождения неизлечимой болезнью. Это был серьёзный для меня вызов. Я его принял.

- И не пожалели?

- Нисколько! Во-первых, фильм вовсе не о болезни, а о дружбе, как я уже сказал. Физический недуг юного героя - лишь своеобразный символ преграды перед человеком к достижению жизненных целей. Конечно, пришлось подготовиться к встрече с моим персонажем. Читал о состоянии такого человека, о его обыденной жизни. Посмотрел добрый десяток документальных фильмов, пообщался с реальным прототипом, которого, как и персонажа, зовут Роман. Учился походке с тростью, жестам, свойственным людям с ДЦП. Но, повторюсь, основная идея «Волшебника» - во взаимоотношениях мальчишки и взрослого человека, которого играет Максим Суханов. Его герой - бывшая рок-звезда, утратившая стимул совершенствоваться, расти, пробовать что-то новое для себя. Мне было интересно наблюдать, как возникает дружба людей разных поколений, с разным подходом к жизни, как они становились поддержкой и опорой друг для друга.

- У этого взрослого человека ваш Рома берёт уроки игры на гитаре. Вы освоили этот инструмент?

- Пришлось. До съёмок я ни на каком инструменте не играл, поэтому, готовясь к этому процессу, вынужден был учиться новому для меня делу, и меня это затянуло. Бросать не собираюсь.

- Максим Суханов - не единственный звёздный актер в картине?

- Собралась просто фантастическая команда! Ирина Купченко, Иван Охлобыстин, Сергей Чонишвили, Екатерина Маликова, Ирина Яковлева, Владимир Капустин. Актрисы моего поколения Ангелина Стречина и Даша Коныжева - очень талантливые и красивые, надеюсь ещё поработать с ними. Мне вообще с первых шагов в кино очень повезло: в «Призраке» моим партнёром был Фёдор Бондарчук, в «Хорошем мальчике» - Михаил Ефремов, Константин Хабенский, Татьяна Догилева. В «Чёрных кошках» - Ольга Ломоносова, Андрей Смирнов, Евгений Сидихин… Да в каждом фильме снимался с замечательными профессионалами. Учиться в общении - это очень здорово!

- Вы в последнее время каждый год в Крыму. Как себя здесь ощущаете?

- Можно сказать, как рыба в воде. Мне здесь безумно нравится.
Вижу много перспективных мест для съёмок. Очень хочется, чтобы Ялтинская студия возродилась. У нас сейчас кино привязано к столице. Всего лишь раз я снимался не в Москве - в Гелинджике в картине «Частное пионерское». А хочется, чтобы кино уходило в регионы - у каждой местности есть неповторимая история, свой колорит.

- С кем из режиссёров хотели бы продолжить сотрудничество?

- С Мишей Морсковым. С Оксаной Карас, которую я очень люблю и считаю лучшим режиссёром. Играл у неё в двух фильмах: «Хороший мальчик» и «У ангела ангина». Первый стал обладателем Гран-при Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», победителем зрительского голосования, организованного порталом «КиноПоиск», получил приз «Золотая ладья» в зрительском конкурсе «Выборгский счёт» в рамках фестиваля российского кино «Окно в Европу». И на евпаторийском «Солнечном острове».

- У вас очень напряжённая творческая жизнь, а как проводите свободное время?

- Сплю. Пока учился в школе, мне не удавалось следовать своей природе. Приходилось допоздна заниматься, вставать рано утром. Я чувствовал себя целый день подавленным - биоритм нарушался. Как только школу окончил, стал отсыпаться, когда не занят на съемках.
А когда не сплю, музыку слушаю: Виктора Цоя, Оксимирона, Noize MC, Тейлор Свифт, «Аквариум», «Агату Кристи». Книжки читаю. Среди любимых - «Мастер и Маргарита».

- Но надо ведь и физическую форму поддерживать?

- Безусловно. Увлекался плаванием, баскетболом. Сноубордом по сей день занимаюсь.

- Родители поддерживают в выборе профессии, сделанном ещё в школе?

- Да, весь период моего становления были очень внимательны. Единственным требованием было, чтобы всё упущенное в школе навёрстывал сам. Школу окончил неплохо, и всё у меня складывается, как хочу.

- А почему, поступив во ВГИК, не задержались в его стенах?

 - Мне очень хотелось учиться у Александра и Владимира Коттов, на курс которых поступил: это мои режиссёры. Но решил, что гораздо интереснее сниматься. Работал тогда над продолжением иронического детектива «Зелёный фургон» с Дмитрием Харатьяном в главной роли. Спустя 20 лет всё в той же Одессе  его повзрослевший Володя Патрикеев продолжает бороться с преступностью. Мне интересно побыть в этой истории молодым сержантом, его сослуживцем. Сделав выбор в пользу кино, не пожалел.

- Какую свою роль считаете самой необычной?

- В фильме «Смертельные иллюзии», где я сейчас снимаюсь в роли одного из трёх братьев-иллюзионистов, которых прямо на шоу берут в заложники непонятно с какой целью.

- Чего вам не хватает в нашем кино?

- Жанрового разнообразия. Редко бывает по-настоящему интересно смотреть драмы: сразу же понимаю, что хочет сказать автор. А ещё мне не хватает темпа, ритма, без которых скучно. Любую историю можно рассказать так, что не оторвёшься. Надо думать, искать, как вовлечь зрителя в происходящее на экране.

- Что для вас главное при работе над ролью?

- Кино - это не наша реальная жизнь, а некое представление, которое работает только в предлагаемых обстоятельствах и создано, чтобы какую-то мысль передать. Я не очень доверяю артистам, для которых самоцель - вжиться. Скажем, тебе надо сыграть бездомного, и что - переселиться в подвал? Аналитический драматургический разбор гораздо важнее, чем все эти бравады: неделю лежал, толстел, худел ради роли.

- Что бы вы посоветовали юным?

- Развивать критическое мышление. Это возможно только в единственном случае: если вы свободное время посвящаете художественным произведениям, будь то кино, литература, комиксы даже. Это опыт человеческий, который можно принять для себя и двигаться дальше.

- Есть опасение, что режиссёры будут эксплуатировать определённый образ, в котором уже видели вас?

- Всегда есть некое амплуа, в котором артист максимально успешен и эффективен. Однообразие мне, конечно, не нравится. Если предложат роль на преодоление, не откажусь. Хочется разноплановости: это залог роста в актёрской профессии.

- Планами на жизнь поделитесь?

- Не только сниматься, но и снимать кино. Стараюсь к режиссуре идти планомерно. В Евпатории и в Ялте показал свою первую режиссёрскую работу - короткометражный фильм «На краю». На актуальную нынче тему сведения подростками счётов с жизнью. Но мои герои увидели свет в конце тоннеля.

Досье

Российский актёр Семён Трескунов родился
14 ноября 1999 года в Москве. Его кинодебют состоялся в 2011 году в фильме Всеволода Бенигсена «Аварийное состояние». Затем сыграл в картине «Ночной гость» Станислава Назирова, в криминальном триллере Рената Давлетьярова «Стальная бабочка». Широкую популярность принесли роли в трилогии «Частное пионерское», «Шагал-Малевич», «Переводчик», «Призрак», «Третья мировая», в сериалах «Светофор», «Семейный бизнес», «Чёрные кошки», «Ивановы-Ивановы». В фильмографии молодого актёра уже более 40 фильмов. Пишет прозу, сочиняет и исполняет рэп под псевдонимом Холдэм.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.