Каждый первый из тех, кто там был. . .

25 Декабрь 2019 6541
Наша колонна на перевале Саланг у входа в тоннель. Длина его с каскадами галерей - 4 километра.
Наша колонна на перевале Саланг у входа в тоннель. Длина его с каскадами галерей - 4 километра.

…не забудет о том никогда. Точные слова нашёл бард Владимир Мазур, чтобы передать чувства вернувшихся с войны. Гражданской ли, освободительной или той, что именуется «интернациональным долгом». В этом «не забудет» - боль. Физическая - от ран, но ещё страшнее - душевная. Когда видишь факел, в который враз превращается боевая машина с людьми, твоими друзьями, боевыми братьями. Когда пуля, осколок настигают совсем молодых бойцов, женщин, детей, когда… Эта боль, что тревожит во снах, остаётся в тебе навсегда. Боль и память.

Просто помнить

«Скоро 40 лет со дня начала Афганской войны. Вспомнит ли об этом «Крымская правда»? - с волнением спрашивает позвонивший в редакцию Александр Григорьевич. Он - один из тех, кто с честью прошёл Афган. О себе, как и все воины-интернационалисты, говорит неохотно - «лишь выполнял долг». Даже фамилию назвать отказался: «Просто хотел напомнить о дате, что тревожит нас уже сорок лет». Мы помним, Александр Григорьевич, знаем, это ваша боль и память. И страны боль, память. О тех более чем 15 тысячах погибших ребят, порой совсем ещё мальчиков, даже двух десятков лет не проживших, ушедших в вечность уже после приказа о дембеле. Память о женщинах, что вольнонаёмными медсёс­трами, связистками, переводчицами, поварами уезжали в пекло. Память о тех, кто до сих пор числится пропавшими без вести - в Крыму таких трое: Владимир Гаппонов, Виктор Швец и Борис Щербина. Погибших, что призывались с полуострова - 169, женщина одна - Валентина Мельникова из Черноморского района. Уже нет государства, от имени которого вы выполняли «интернациональный долг», но есть вы, вернувшиеся, выстоявшие. И есть тысячи могил по всему бывшему СССР, где под памятниками и крестами - «цинки», «груз-200», доставленный «чёрным тюльпаном», как вы прозвали Ан-12. Живы мамы многих героев, тех мальчишек-срочников, выросли дети офицеров, хранятся фотографии, награды, письма, что часто приходили после похоронки. Об этом нельзя забывать!
Этот год и будущий богаты на даты. 165 лет назад, в
1854-м, началась Крымская война, а в 1855-м завершилась первая оборона Севастополя.
В 1914-м, 105 лет назад, началась Первая мировая; 100 лет, в 1920-м, в Крыму завершилась Гражданская война.
75 лет назад, в 1944-м, полу­остров освобождён от фашистов, а в 1945-м - Победа в Великой Отечественной и Второй мировой - 75 лет отметим. 40 лет ввода, 30 - вывода советских войск из Афганистана, 1979-й, 1989-й. 25 и 20 лет со дня начала первой и второй чеченских (1994, 1999 годы) войн на Северном Кавказе… Помнить!

Спустя полвека

«Каждый первый из тех, кто там был…» - Владимир Мазур, написавший песню «Афганская статистика», на войну попал в 1983-м, после учебки Пянджского погранотряда, служил в мотоманевренной группе в 100 километрах от границы СССР. Во время одного из боёв ранен. Боёв за 10 лет войны хватало. Трудные названия, ставшие своими для тысяч семей, где один там воевал, а другие здесь ждали, ища точку на карте. Кишлак Нахрин в провинции Баглан, Кабул и Джелалабад, Баграм и ущелье Мармоль, Панджешрское ущелье и Мазари-Шариф, Кандагар и Газни, ущелье Ганджагал, провинция Кунар, перевал Саланг, Хост, пустыня Регистан и провинция Гильменд, Шинданд и Газни…
Решение о помощи братскому афганскому народу, вводе войск в страну, где шла гражданская война, принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979-го. Для СССР (Советская Россия ещё в 1919-м первой признала независимость Афганистана от Великобритании) это было привычно. В апреле 1929-го в приграничную страну, где шла очередная гражданская война, вошёл советский отряд «в две тысячи сабель при орудиях и пулемётах» под командованием Виталия Примакова. Боевые действия продолжались до августа, наши потери - 120 человек. Ещё три советских воина (один погиб, двое ранены) - потери лета 1930-го, когда сводная кавалерийская бригада Якова Мелькумова провела в Афгане спецоперацию по разгрому басмачей. Бойцам на инструктаже говорилось, что это «их подарок к XVI съезду партии».
О «подарке» в 1979-м не думали - до съезда было чуть больше года, а вот опасения, что руководитель Афганистана Хафизулла Амин может разрешить НАТО разместить базы у границ СССР, - были. Амина решено сместить, заменив на лояльного Бабрака Кармаля. Очевидцы вспоминали, что мнения о вводе войск в Политбюро разделились, хотя было ясно, что это свершится. Ведь ещё в июле в Баграм перебросили более 300 десантников 111-го Гвардейского парашютно-десантного полка, в ноябре - 120 связистов. 14 декабря перебросили ещё батальон десанта из 345-го Гвардейского отдельного полка. Потом в Кабул прибыли бойцы спецназа ГРУ - «мусульманский батальон», что вошёл в охрану Амина. В Туркестанском военном округе готовили к переброске полевое управление 40-й армии, 2 мотострелковые дивизии, артиллерийскую, зенитно-ракетную и десантно-штурмовую бригады, несколько авиаполков, части обеспечения. Ещё несколько дивизий соседних округов мобилизованы в резерв.
Первые пару месяцев воевали только бывалые, тогдашние военнослужащие, офицеры и призванные из запаса, - более 32 тысяч мобилизовали в основном из среднеазиатских рес­публик. Как вспоминает Герой Советского Союза Борис Громов, несколько раз бывавший «за рекой», выводивший спустя 10 лет войны 40-ю армию из Афганистана, «призванные из запаса солдаты и офицеры проявили себя с самой лучшей стороны».

Потери. Начало

Перейти границу приказано в 15 часов по Москве, а в Афгане было на два больше. Одним из тех, кто пересёк её 25 декабря 1979-го, был сотрудник нашей газеты, увы, уже ушедший из жизни, Митрофан Клеймёнов, тогда - начальник службы ракетно-артиллерийского вооружения 234-го танкового полка. Он вспоминал, что готовить к выполнению интернационального долга начали ещё за два года - «учения один за другим». В конце 1979-го уехал в отпуск, только обнял 12 декабря маму Агриппину Матвеевну и отца-фронтовика Ивана Титовича, как принесли телеграмму - «срочно прибыть в часть». Родители тогда сразу ему сказали, что «это война» - они три пережили, чувствовали. Недолгая подготовка в Термезе, и 25 декабря Митрофан Иванович пересёк границу в 21.20 по понтонному мосту, что начали наводить ещё весной. В задачу его подразделения входила блокада Кабула, стояли в Хайра-Хане, прозванном Тёплым станом. До него шли через перевал Саланг. Дорогу, что насквозь пронзила горы на высоте 4 тысяч метров, советские специалисты построили за 15 лет до войны. Сильные морозы, снег, что лежит почти постоянно, риск сорваться в пропасть, духота в тоннеле, засады душманов - сотни погибших наших ребят на том перевале. Первый бой у Саланга 26 декабря принял 4-й десантно-штурмовой батальон Леонида Хабарова, первый погибший - Владимир Никитонов.
Погибших в первые дни войны хватало. 25 декабря столкнулся с горой на подлёте к Кабулу Ил-76 командира корабля Виталия Головчина, перевозивший десантников 350-го парашютно-десантного полка. Они и 10 членов экипажа, всего по разным данным от 43 до 67 человек - погибли. 27 - 28 декабря при штурме дворца Амина, операция «Шторм - 333», погибли 15 наших солдат, первым спецназовец «Альфы» Дмитрий Волков. Ещё троих идентифицировать не удалось. Руководство Демократической республики сменили, но Афганская война для СССР только началась. «Через месяц после вхождения у меня в бою друг погиб, 35-летний Николай Маркин, командир ремонтно-восстановительного батальона, - вспоминал Митрофан Клеймёнов. - Гибли часто, и молодые пацаны-срочники, и офицеры - душманы засады устраивали, фугасы ставили и в горах, и в «зелёнке» (зелёная зона)»…
Более 15 тысяч погибших за 10 лет. 3340 дней боёв. Те, на чью долю выпал Афганистан, не смогут забыть о нём никогда. Светлая память тем, кого забрала война. Низкий поклон сумевшим выстоять.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.