Пустить с молотка или забыть?

20 Декабрь 2019 610

Ещё раз, в который раз об Институте минеральных ресурсов. Такое красивое здание, душевно уютное для сердца и глаза симферопольцев, особенно пожилых горожан. Ведь этот дворец с белыми колоннами на улице Кирова, 47/2, многие десятилетия второй половины XX века был одним из архитектурных украшений города.

За великолепной формой скрывается и, к сожалению, забывается не менее великолепное содержание. Напомню, особенно молодым читателям, политикам новой волны, патриотически настроенным крымчанам, что в этом здании воплощались мечты, научные идеи и проекты талантливых и, не побоюсь этого слова, величайших учёных XX века - гордости российской и советской науки.
Начну с академика Владимира Ивановича Вернадского и его знаменитого ученика - академика Александра Евгеньевича Ферсмана. Оба были влюблены в Крым, занимались ещё в дореволюционное время и в советский период изучением его геологического строения, полезных ископаемых, минералогии и геохимии осадочных толщин, вулканических и магматических процессов. Особое внимание уделили изучению соляных озёр Крымского полуострова и направлениям использования бальнеологических ресурсов (лечебной рапы, грязей, солей) в здравоохранении. Не остались без внимания корифеев геологической науки вулканы Карадага, грязевые вулканы Керченского полуострова, карстовые процессы в известняках Горного Крыма и геодинамические процессы на границе континентальной суши и моря. Оба академика, говоря о Крыме как музее под открытым небом, мечтали о создании у нас академического научного центра, где бы всесторонне изучались природные уникумы Крыма - геологические, географические, ландшафтные, исторические, археологические и другие.
Эта мечта великих учёных-мыслителей была воплощена в послевоенные 50-е годы прошлого века, когда был создан и размещён на ул. Пушкина Крымский филиал АН СССР.
А затем для уважаемого академического учреждения построили прекрасное здание на улице Кирова, 47/2.
Прошли реформы и разные организационные преобразования, в том числе в хрущёвские времена, направленные на сближение науки с производством. Постепенно сформировался мощный научный коллектив Института минеральных ресурсов Министерства геологии УССР, в котором трудилось более 1000 учёных и инженеров-специалистов - геологов, химиков, технологов, экономистов. Из них около 600 человек в головном институте в Симферополе и по 250 человек в Донецком (угольщики) и Днепропетровском (железорудники) филиалах.
Трудно перечислить научные направления, которыми занимались, развивали, внедряли в самую жизнь (по А. Е. Ферсману) на производстве по всей большой советской стране учёные ИМРа. Это железнорудная, угольная, золоторудная, алмазная тематики, нерудные полезные ископаемые (каолины, бентониты, строительные материалы, водные ресурсы, бальнеологические ресурсы, пляжи, карстовые, оползневые, сейсмические и иные геодинамические процессы).
Среди известных учеников - последователей и продолжателей школы академиков В. И. Вернадского и А. Е. Ферсмана я бы выделил профессоров
А. П. Бобриевича (алмазы),
М. А. Карасика (ртуть), В. И. Лебединского (вулканология, нерудные полезные ископаемые), Ю. А. Аверина (золото), В. Н. Дублянского (карстовые и другие геодинамические процессы),
Ю. А. Полканова (минералогия), А. В. Лущика (гидрогеология), В. Н. Саломатина (геодинамика), В. В. Юдина (тектоника),
Ю. Г. Юровского (гидрогеология, мореведение). В ИМРе работали известные исследователи-женщины: С. П. Кропачёва (нерудное сырьё), Е. В. Львова (гидрогеология), Л. П. Горбач (литология и стратография),
Т. И. Добровольская (литология), З. Д. Сапронова (бокситы). Список этот можно продолжать и продолжать. Из Института вышло много известных учёных волны 70-х, 80-х и 90-х годов. Сегодня эти люди разбросаны на огромных просторах ближнего и дальнего зарубежья. Но они помнят свой Институт и надеются на его возрождение. 
Сколько раз наши сегодняшние, ещё пока живые, крымские академики, профессора, доктора и кандидаты наук обращали внимание на острую необходимость возрождения в Крыму научного центра, созданного по заветам академиков В. И. Вернадского и А. Е. Ферсмана. Пусть в другом качестве - региональном, в виде, допустим, Института экологии и природных ресурсов Крыма, Крымского центра творчества и науки или Академии наук Респуб­лики Крым. Ведь целенаправленная системная деятельность такого учреждения крайне необходима в связи с экологической ситуацией вокруг тех же соляных озёр, морских пляжей, месторождений минеральных вод, варварски разрушаемых горных и южнобережных ландшафтов в связи с деятельностью карьеров по добыче стройматериалов и т. д.
Но задуматься о сохранении и продолжении достижений российских и советских учёных, о бережном отношении к природе Крыма, о тщательном изучении и сохранении природных ресурсов нашим сегодняшним руководителям некогда. А потому и объявляются торги на пустующее многие годы здание ИМРа, чтобы пустить с молотка и всё забыть.
В моём рабочем кабинете на полке среди книг стоит портрет академика В. И. Вернадского. Он смотрит строго на всех нас, сегодняшних учёных, затерявшихся в мелкотемье, бессистемных отрывочных научных исследованиях по выхлопотанным грантам на НИР, и, мне кажется, что в его суровом пристальном взгляде немой вопрос: «Вы что, Иваны, родства не помнящие, забывающие о традициях российской и советской науки, обеспечивавшей выход и в космос, и в Мировой океан, и в глубины Земли?».
Вопрос пока без ответа!

В. ТАРАСЕНКО,
президент Крымской
Академии наук, доктор геолого-
минералогических наук,
профессор.