Ниже, чем до кризиса

Обзор главных экономических событий недели

17 Декабрь 2019 972
Снижение процентов по кредитам не заставит долго себя ждать. Фото Александра КАДНИКОВА.
Снижение процентов по кредитам не заставит долго себя ждать. Фото Александра КАДНИКОВА.

Банк России снизил ключевую ставку до 6,25% годовых. Как пояснил регулятор, это связано с замедлением инфляции в стране, которое происходит быстрее, чем прогнозировалось. В Центробанке добавили, что в первом полугодии 2020 года ставка может быть снижена ещё раз, если ситуация в российской экономике станет развиваться в соответствии с базовым прогнозом.

Рекордно низкая

Ключевая ставка - это минимальный процент, под который Банк России может кредитовать коммерческие банки. Именно от её уровня зависит ставка кредитов, выдаваемых потребителям. Рекордный показатель ключевой ставки в России был зафиксирован в конце 2014 года - 17%. Сейчас он закрепился на уровне ниже докризисного. Основной причиной уменьшения ключевой ставки в течение 2019 года стала низкая инфляция, сообщают в Центробанке. В свою очередь, этот показатель уменьшается в связи со снижением стоимости товаров, замедлением роста цен в странах - торговых партнёрах. Кроме того, по итогам года прирост ВВП приближается к верхней границе прогнозного диапазона: во второй половине года в стране повысились инвестиционная активность и темпы оборота розничной торговли.
«Ставки снижаются, и потенциал дальнейшего снижения тоже есть, - сообщила глава Центробанка Эльвира Набиуллина. - Оценка в 7-8% в среднесрочной перспективе - это вполне реально».
Финансовый рынок отреагировал на понижение ключевой ставки незамедлительно: некоторые кредитные организации предлагают клиентам ипотеку дешевле 8%. Обычные займы, считают эксперты, тоже подешевеют. Но это не значит, что Россию ждёт стремительный рост потребительского кредитования.

Не одним днём

Распространённое мнение, будто отечественная молодёжь проявляет финансовое легкомыслие и не склонна к накоплениям, оказалось мифом. Об этом свидетельствует исследование, проведённое одним из крупнейших российских банков. Согласно полученным данным, только 30% работающих россиян в возрасте от 18 до 30 лет тратят всё, что зарабатывают. Остальные 70% делают сбережения. Чаще всего они откладывают на «чёрный день» - стремятся создать подушку безопасности на случай непредвиденных обстоятельств, которые могут повлечь резкое ухудшение здоровья (аварии, болезни, несчастные случаи). По оценке респондентов, в случае, если они останутся без работы, сбережений им хватит примерно на семь месяцев. Также среди целей накопления оказались покупка квартиры (17% опрошенных), путешествия и отдых (16%), ремонт квартиры и приобретение машины (по 12%). Ещё 7% молодых людей используют часть зарплаты для инвестиций, чтобы получать дополнительный доход, а 4% респондентов сообщили, что копят на будущую пенсию.
Интересно, что 50% участников исследования предпочитают откладывать наличные деньги, которые стали вторым по популярности инструментом накоп­ления после депозитов (60% - в ходе опроса можно было давать множественный ответ). При этом 83% сбережений формируются в рублях, 11% - в долларах и 6% - в евро.
«Основная причина тяги к наличным - недоверие к финансовым инструментам, - считает финансовый советник Наталья Смирнова. - Но это не только странно в современном мире, но и накладно в связи с обесцениванием сбережений из-за инфляции. Поставленные молодёжью цели позволяют пользоваться инвестиционными инструментами».

Нет настроения?

Продажи новогодних товаров в нынешнем предпраздничном сезоне существенно сократились по сравнению с прошлым годом. Об этом говорят сведения, опубликованные оператором фискальных данных «Платформа ОФД».
В компании пояснили, что середина ноября - начало декабря является традиционным периодом для старта сезона продаж новогодней атрибутики и других товаров к любимому празднику. Однако в этом году продажи искусственных ёлок сократились по сравнению с прошлым на 12%, гирлянд - на 25%, мишуры - на 47%, ёлочных игрушек - на 48%. Внезапной популярностью при этом стали пользоваться ёлочные звёзды, которых россияне в этом году купили на 15% больше, чем в прошлом.
Вместе с тем средний чек на новогодние товары в основном увеличился. Так, на гирлянды россияне стали тратить больше на 17%, ёлочные шары обходятся дороже на 28%, мишура - на 20%, ёлочные звёзды - на 43%. При этом средний чек на другие ёлочные игрушки стал меньше на 11%. И на искусственные ёлки покупатели в этом году тратят чуть меньше, чем в прошлом, - на 3%. Интересно, что, по данным «Платформы ОФД», изменения среднего чека связаны не только с подорожанием товаров, но и с тем, что потребители стали выбирать более дорогие и оригинальные новогодние украшения.

Елена ЮМАНОВА.