У пассажиров тоже есть права

11 Декабрь 2019 520
Если обращения в компанию перевозчика результатов не принесли, идите в суд.
Если обращения в компанию перевозчика результатов не принесли, идите в суд.

Несколько дней назад мне довелось ехать из Черноморского в Симферополь на автобусе. То, что это путешествие не из самых приятных и одно из самых долгих, я знала. Оказалось, что это может быть ещё и небезопасно. Скорость автобуса я не видела, но ехали мы достаточно быстро, а дорога там, надо сказать, не самая лучшая. Кроме того, водитель во время движения периодически говорил по телефону.

Выплаты будут?

Доехали мы без происшес­твий. А вот моей бабушке повезло меньше. Она зашла в маршрутку, хотела оплатить проезд, как вдруг автобус резко затормозил, да так, что бабушка не устояла на ногах и упала, ударившись спиной. Водитель тут же начал оправдываться, мол, подрезали, а пассажиры помогли подняться и присесть. Сейчас с состоянием здоровья бабули всё в порядке, но её случай далеко не первый и, к сожалению, не последний. В Роспотребнадзоре РФ рассказали, какие права есть у потребителя при причинении вреда здоровью. В случае ДТП или любом другом.
Так, пассажиры имеют право на безопасность перевозок. Но ситуации бывают разные. В связи с этим пассажир имеет право в случае, если ему или его имуществу был причинён вред, требовать возврата денег или снижения стоимости проезда. Кроме того, вы можете потребовать выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также имуществу. Можно потребовать и компенсацию морального вреда. Претензию вашу должны рассмотреть и удовлетворить в течение 30 дней.

Делаем всё правильно

В Роспотребнадзоре уточнили, что если вред был причинён в результате дорожно-транспортного происшествия, то стоит настаивать на вызове уполномоченных сотрудников ГИБДД. Они оформят ДТП надлежащим образом, чтобы в дальнейшем не возникло проб­лем с документами.
«Если был причинён вред здоровью, тогда в зависимости от его тяжести необходимо дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи или обратиться к водителю для транспортирования пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, или самостоятельно незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для оказания помощи (при незначительных повреждениях), проинформировав об этом водителя или перевозчика», - пояснили в ведомстве.
И ещё. Если у вас есть возможность запечатлеть случившееся, то обязательно сделайте это. Также нужно обменяться контактными данными с пассажирами или свидетелями ДТП. Это поможет доказать факт произошедшего события при последующих разбирательствах. После этого нужно как можно скорее проинформировать перевозчика о произошедшем, чтобы получить информацию о сроках подготовки документов. Инструкции о дальнейших действиях сможете получить, позвонив в страховую компанию, которая обслуживает данное предприятие. Номера телефонов, как правило, располагаются на информационных стендах прямо в маршрутках.

А если суд

Специалисты рассказали, что делать, если придётся обращаться в суд.
«Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (её филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем», - рассказали в ведомстве.
Если суд удовлетворит требования пассажира, то тогда будет рассмотрен вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа. Размер штрафа определяется в размере 50% от присуждённой судом в пользу потребителя суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачётного характера по отношению к этим суммам.
Кстати, от уплаты государственной пошлины истцы по искам о защите прав потребителей освобождаются, если цена иска каждого из истцов не превышает 1000000 рублей.

Анастасия РЫНДЫЧ.