Виноделы, не видевшие лозы

30 Ноябрь 2019 547

Госдума приняла в первом чтении нашумевший законопроект о виноградарстве и виноделии в России. Ко второму чтению документ обретёт свой окончательный вид с учётом всех поправок, однако уже сейчас виноделы называют предлагаемые нововведения революционными. О том, что ещё следует учесть в новом законе, и почему на полуострове винное производство развивается в замедленном темпе, «Крымской правде» рассказал винодел Николай Донцов.

Не всё учтено

- После принятия законопроекта о виноградарстве и виноделии в России в первом чтении работа над ним продолжается. В частности, особое внимание планируется уделить поддержке фермеров. Что, на ваш взгляд, следует учесть нормотворцам?

- Прежде всего, хочу сказать, что рассматриваемый сейчас в Государственной Думе закон является одним из лучших за последние годы. Но, к сожалению, при работе над пунктами, касающимися фермерского виноделия, самих фермеров никто не спрашивает, что, собственно, нам надо. Мы, конечно, формально выступаем, принимаем участие в обсуждениях, но при этом нас никто не слушает.
И в законопроекте от нас ничего нет. У меня, например, есть ряд вполне конкретных предложений по закону о виноградарстве и виноделии для фермерских хозяйств. Первое - у фермера должна быть площадь виноградника не менее 0,5 гектара с обязательной регистрацией. Второе - необходимо разрешить малым хозяйствам из своего винограда делать всё, что только можно. Вино, шампанское, бренди, граппу, коньячный спирт. Из семечек - масло, из отходов переработки - удобрения. Третье - винодельческую продукцию необходимо законодательно признать частной собственностью фермера. Лицензия на неё должна выдаваться бессрочно и бесплатно с учётом единственного критерия - безопасности продукции.
Я считаю, процедура получения лицензии должна проходить так. По приглашению фермера приезжает комиссия, состоящая из опытных виноделов и виноградарей, которая осматривает виноградники, производство и делает свои замечания. Затем специалисты дегустируют вина, делают их оценку, отбирают образцы для проведения лабораторной экспертизы. Если результат положительный и хозяйство исправило выявленные комиссией недочёты, лицензия должна быть выдана.

- А как насчёт финансовых обязательств фермера перед государством? Требует ли коррекции этот аспект?

- Я считаю, что да. Федеральные власти говорят о развитии в стране малого предпринимательства, но к этому нужно идти через упрощение условий работы для таких форм производства. Прежде всего, фермера, самостоятельно посадившего виноградник, следует освободить от налога на землю сроком на шесть лет. И в целом малые хозяйства должны работать по упрощённой системе налогообложения. Кроме того, акциз на виноград, по моему мнению, должен составлять 5000 рублей за тонну. Это 5 рублей за федеральную марку. И больше никаких налогов на винодельческую продукцию быть не должно.
Также считаю необходимым разрешить фермерам продавать вино наливом в потребительскую тару на месте производства, наклеивая необходимое количество акцизных марок. При этом следует запретить фермерским хозяйствам делать фруктовые и виноградные напитки, которые являются фальсификатом. И ещё, фермерские вина не могут содержать меньше 10% спирта в готовом продукте.

«Сырые» специалисты

- Крымские власти постоянно говорят о развитии в регионе винодельческой отрасли. Как по вашему, динамика, отражённая в официальных отчётах, соответствует реальному положению дел?

- Я приведу несколько цифр, а вы судите сами. В своё время в Крыму была 171 тысяча гектаров виноградников. Наши предприятия производили до 700 тысяч тонн вина в год. Одна только Евпаторийская райзаготконтора - то есть даже не винзавод - в 1968 году переработала 27,9 тысячи тонн винограда. А сейчас весь Крым перерабатывает 54 тысячи тонн. На полуострове как было 14 тысяч гектаров виноградников, так мы от этого показателя никуда и не деваемся. Потому что, несмотря на ежегодную закладку новых площадей, старые виноградники так же интенсивно приходится раскорчёвывать, поскольку они уже никуда не годятся.

- Что, на ваш взгляд, тормозит развитие виноградарства и виноделия в Крыму?

- Президент нашей страны Владимир Путин говорит о том, что сейчас в приоритете у власти должны быть образование и медицина. А в Крыму - отечественной колыбели виноградарства и виноделия - профессиональное образование для этих отраслей откровенно проседает. Должна быть политическая воля: как бы туго ни было, на образование деньги необходимо находить. Кому будет нужен тот же закон о виноградарстве и виноделии, о котором мы столько говорим, если у нас не подготовят специалистов, способных, как минимум, понять, о чём он.

- Но ведь Крымский федеральный университет готовит виноделов. У его выпускников недостаточная квалификация?

- Образование для виноделов в Крыму сейчас находится на уровне примерно 1971 года, когда ещё я поступал и учился. Представьте только, в Академии биоресурсов и природопользования КФУ на кафедре виноделия на спецпредмет выделяется всего двадцать часов: сегодня лекция - завтра зачёт. За такое крошечное количество часов преподаватели просто не успевают дать необходимый объём знаний. Мало того, студентов в академии «грузят» ненужной информацией, какими-то мудрёными формулами, как будто они в будущем станут строить атомные реакторы, а не делать вино. Внимание учащихся рассеивается на десяток совершенно ненужных предметов, а собственно виноградарство и виноделие остаются в стороне. В итоге специалисты выходят из вуза совершенно «сырыми». Я, бывает, присутствую на государственных экзаменах, на защите дипломов и знаю, о чём говорю. Но что ещё можно ожидать от выпускников, у которых было всего по двадцать часов спецпредмета?

Учиться на производстве

- Есть ли возможность как-то исправить положение дел?

- В Министерстве сельского хозяйства республики сейчас говорят о так называемом дуальном образовании. Оказалось, что под этим мудрёным термином имеется ввиду обыкновенная производственная практика. В итоге поговорили об этом и забыли.
А ведь студенты обязательно должны ездить к фермерам, чтобы всему учиться на производстве. Иначе что толку слушать пустую теорию за партами? Только тогда вуз будет выпускать по-настоящему образованных людей, которые умеют всё: от посадки винограда до изготовления готовой бутылки вина. Приведу простой пример. Мой младший сын семь лет работал со мной на производстве, прежде чем самостоятельно смог провести сезон виноделия. Но зато он знает не меньше, чем выпускники наших вузов.
Сейчас, в пору дикого капитализма, предприниматель, который занимается производством вина, хочет брать на работу таких специалистов, которые досконально знают весь производственный процесс. Чтобы стать таковыми, студенты, начиная уже с первого курса, должны осваивать материально-техническую базу: от тёрки и ручного пресса до ультрасовременных аппаратов.
И ещё. Ребят из села, а тем более из фермерских семей виноделов нужно брать на бюджетное обучение, независимо от их результатов ЕГЭ и других формальных показателей. Им нужно давать возможность учиться в первую очередь.

- А как насчёт специалистов среднего звена? Сейчас такой категории виноделов в Крыму, кажется, вообще не готовят?

- В селе Маленькое Симферопольского района есть Крымский агропромышленный колледж, которому уже 192 года. Это бывшее Магарачское училище виноградарства и виноделия. У него есть 10 гектаров виноградников, большой подвал для хранения вин, то есть имеется вся материально-техническая база для практических занятий. И при этом в колледже не готовят виноделов. Необходимо, чтобы эта специальность появилась. Чтобы учреждение готовило виноделов среднего звена, которых в Крыму сейчас попросту нет, хотя они очень нужны.

Елена ЮМАНОВА.