Рачительное головотяпство или осознанное вредительство

28 Ноябрь 2019 1312
В прошлом году суд оштрафовал «Воду Крыма» на 37 тысяч рублей за сброс сточных вод в Керченский пролив. Фотос сайта kafanews.com
В прошлом году суд оштрафовал «Воду Крыма» на 37 тысяч рублей за сброс сточных вод в Керченский пролив. Фотос сайта kafanews.com

Осенняя жара и засуха не самым лучшим образом отразились на сельском хозяйстве Крыма. Посеянные в октябре озимые взошли только на 15% площадей. Если до нового года дождей не будет, то с зерном всё будет печально. А наши животноводческие предприятия могут столкнуться с нехваткой концентрированных кормов. Приток воды в водохранилища полуострова по сравнению с прошлым годом тоже сократился в четыре с половиной раза, подтверждают специалисты водного комплекса. Да и население гарантированно обеспечено водой лишь до марта.

И в это же время полуостров ежедневно сливает в море до одного миллиона кубов сточных вод (!), фактически создавая предпосылку для экологической катастрофы. За последние шесть лет качество морской воды на крымском побережье значительно ухудшилось. Об этом рассказала главный государственный санитарный врач по Республике Крым и городу Севастополь Наталья Пеньковская. В течение минувшего курортного сезона Роспотребнадзор вынес 96 постановлений о временном ограничении использования пляжей. «Наиболее проблемными пляжами стали Мраморный и Хрустальный в Севастополе, пляжи восточной набережной Алушты и посёлка Малореченского, пляжи сёл Угловое и Сокол в Бахчисарайском районе. Это пляжи, которые в течение всего сезона фактически были закрыты из-за несоответствия качества морской воды», - пояснила Наталья Пеньковская. По её словам, это связано с отсутствием очистных сооружений в малых посёлках полуострова.
Предприниматель-экспериментатор Сергей Тюменцев вместе с коллегами разработал уникальную, экологически и экономически выгодную установку, с помощью которой можно эффективно решать две главные проблемы Крыма - избавиться от дефицита пресной воды и очистить сточные воды, направив их на орошение.
- Не секрет, что в Крыму общая ситуация с очисткой сточных вод, мягко говоря, жуткая. Реальные и официальные данные статистики разнятся в разы, - напоминает Сергей Тюменцев. - Например, очистные сооружения Орджоникидзе очищают стоки всего на… 3%, а остальные 97% сбрасываются в море без очистки. Неудивительно, что, искупавшись в нём, вместо оздоровления люди получают разные болезни, герпесы, сыпи и прочие неприятности. Потому что когда-то один «очень умный» человек придумал сбрасывать стоки в море. Неубитая кишечная палочка и прочие вредные бактерии, которые есть в них, только разбавляются морской водой, а не самоуничтожаются. Сыпать хлорку в сточные воды додумался ещё один «умник»… Вспомним знаменитую «атаку мертвецов» (оборона крепости Осовец, 1915-й год), когда 100 русских солдат после немецкой газовой атаки хлором, буквально выплёвывая легкие, пошли в наступление и повернули вспять несколько тысяч немцев. Зная, что не выживут, наши воины проявили чудеса героизма. А у нас хлорку добавляют не только в сточную, но и в питьевую воду. И мы её пьем каждый день.
О каком здоровом поколении можно вести речь?!
Обеззараживать питьевую воду можно с помощью каких-то реагентов. Но, опять же, они будут действовать не только на воду, но и на нас. Поэтому я и мои коллеги взяли за основу метод, разработанный и официально зарегистрированный ещё в Советском Союзе. Тогда многие изобретения использовало Минобороны. И это тоже предназначалось для военных. Но, несколько изменив конструкцию, используя для изготовления другой материал, привнеся некоторые ноу-хау, мы смогли применить это оборудование для очистки и обеззараживания ЛЮБЫХ (!) видов сточных вод. Подчёркиваю - ЛЮБЫХ. В том числе химически загрязнённых, инфильтратов свалок ТБО, стоков гальваники, сернокислотных стоков, стоков виноделия, стоков свинокомплексов, птицекомбинатов и многих других, ранее не обрабатываемых стоков.
- Например?
- Для нашей установки неважно, какое количество вредных и прочих веществ в тех же сточных водах будет вообще. Если биологические методы очистки не справляются с
ПАВами (поверхностно-активные вещества. - Ред.) и рядом других загрязнителей, то после нашей обработки в воде их вообще обнаружить невозможно. А концентрация вредных химических веществ, например, тяжёлых металлов, уменьшается до 40 раз. Мы уже провели несколько демонстраций очистки сточных вод на нашей промышленной установке, показывали её в действии многим местным чиновникам, заинтересованным лицам, представителям разных организаций - мясокомбината «Скворцово», алуштинского и сакского водоканалов, агрофирмы «Дружба народов», пивзавода «Крым», аэропорта «Симферополь» и др. В России есть много крупных предприятий, где крайне необходимо очищать сточные воды. Например, мы провели эксперимент - очистили особо токсичные стоки, которые нам привезли с небезызвестного полигона «Чёрная дыра» Нижегородской области. И хотя проблема уменьшения воздействия сточных вод «Чёрной дыры» существует не один год, на сегодняшний день они всё равно попадают в Волгу, в небольшом объёме - всего… 400 тонн особотоксичных стоков в сутки без всякой очистки! При демонстрационной очистке на нашем оборудовании присутствовали представители Нижнего Новгорода и многие другие специалисты в этой сфере. 200 литров высокотоксичных стоков «Чёрной дыры», которые пока ни одна технология не может очистить, а биология и вовсе бессильна перед имеющимися в них токсинами, были очищены (без химии, без применения каких-либо реагентов) меньше чем за одну минуту. Полученную воду мы слили в ёмкость, через 1,5-2 минуты произошёл её отстой - механические примеси упали на дно, а сверху осталась прозрачная жидкость с небольшим желтоватым оттенком. Хотя исходный материал имел чёрный цвет, был совершенно непрозрачный. Мы сделали анализ очищенной жидкости по 56 показателям, и лишь по 4 (общее солесодержание, Рн, ХПК и мутность) из них имели незначительные превышения норматива, что легко исправить - произвести доочистку. По всем тяжёлым металлам показатели были ниже нормы! Если такая установка будет работать на Крымском содовом заводе или на «Титане», то вредных сбросов промышленных вод там не будет вообще. Такое же оборудование можно установить в Севастополе на 13-м морском заводе, на «Голландии» (обработка смолы на учебном атомном реакторе), для очистки стоков «Медоборов», нефтехранилищ, хозбытовых стоков и депонированного ила очистных сооружений.
Но главное, и особенно важное для Крыма, состоит в том, что воду, полученную после очистки любых стоков на наших установках, можно будет использовать в сельском хозяйстве для орошения. И в то же время чиновники «ищут» решение, чтобы пополнить Северо-Крымский канал водой, которой не хватает для развития сельского хозяйства в регионе. Мои предложения, письма «Крыммелиоводхозу», ГУП РК «Вода Крыма», Министерству ЖКХ республики и лично главе Респуб­лики Крым Сергею Аксёнову за последние 4 года не смогли убедить наших чиновников в том, что, очистив стоки до нормативов технической воды, можно использовать её на орошение сельскохозяйственных культур. Северо-Крымский канал стоит пустой, и мы могли бы заполнять его очищенной сточной водой того же Армянска и Красноперекопска и затем уже из канала подавать её для орошения сельхозугодий, использования в крестьянских хозяйствах. А пока эти сточные воды сливаются в каждом прибрежном посёлке и городе в море, загрязняя его. В том же Севастополе - 6 точек сброса сточных вод в черте города. В том числе без очистки идут прямо в Артбухту, а кораблики, которые там швартуются, просто перемешивают их с морской водой.
- Как правило, очистные сооружения наших городов занимают немаленькую территорию. А ваша установка?
- Если честно, у меня складывается впечатление, что люди, которые составляют технические задания на проектирование и строительство системы канализации в том или ином населённом пункте, или не специалисты, или не дружат со здравым смыслом. Например, канализация из Нового Света через Судак 20 километров тянется на старые очистные сооружения, которые были построены ещё при Союзе. Стоимость самого трубопровода дороже, чем сами очистные. Для нашей установки необходима санитарно-защитная зона всего 20 метров. Даже для очистных, использующих биологические методы очистки, санитарная зона составляет 400 метров в радиусе. Согласитесь, такую площадь очень непросто найти на побережье. Наше оборудование может работать, как говорится, в соседнем доме и никто даже не догадается, что там идёт очистка сточных вод. Никакого запаха не будет, поскольку оборудование по очистке работает в закрытом режиме. А воду, полученную после очищения стоков, можно подавать (или продавать) тем же жителям Нового Света или Судака, чтобы они свои огороды поливали. Более того, её при необходимости можно доочистить до нормативов питьевой воды.
Или такой пример для сравнения. Предложение по строительству очистных сооружений в Кацивели, которое поступило в поселковый совет, оценено в сумму 1 миллиард рублей для очистки всего 3000 м3/сутки. Вопрос - тогда для города Симферополя для очистки 120 тыс.м3/сутки сколько понадобится денег? Никакого бюджета не хватит. Ещё пример - очистные сооружения города Саки. Сколько уже идёт строительство?
И сколько сменилось подрядчиков? Прямо как у Аркадия Райкина: один мост строит, второй мост пилит, третий реставрирует - а за дикцию никто не отвечает! Стоимость нашего оборудования для Кацивели на объём очистки 3000м3 составляет всего 400 миллионов рублей. Его можно установить не только в Кацивели, но и в Судаке, Керчи, Армянске, в любом городе Крыма. Например, есть предложение тянуть канализационные трубы из Балаклавы на очистные сооружения Севастополя. Но для этого необходимо прорубить семикилометровый тоннель в скале. Зачем? Где здравый смысл и государственный подход? Для нашей установки ничего долбить не надо. Более того, воду, которую Балаклава будет получать после очистки стоков, можно будет пустить на полив виноградников, что позволит повысить их урожайность в 3 раза. Если установить наше оборудование в Симферополе, то оно при аналогичной производительности займёт территорию в 12-14 раз меньше, чем ныне работающие очистные сооружения. При этом не надо будет выполнять огромный объём строительных работ - копать канавы, ямы, делать отстойники. Все процессы, которые происходят в обычных биологических сооружениях, в нашей установке проходят в одном аппарате, после чего полученную воду надо только отфильтровать. Полученный при фильтрации обеззараженный иловый осадок после переработки на нашей установке является минеральным удобрением. Более того, при нашей технологии не нужны иловые карты, поскольку это будет уже продукт, а не отход. А значит, из наших городов, где сегодня есть очистные сооружения, уйдёт специфическая вонь, а Крым превратится в регион, где все будут дышать свежим воздухом.

Елена ОЗЕРЯН.
(Окончание материала читайте в номере «Крымской правды» за 30 ноября).