Поговорили по телефону - остались без денег

13 Ноябрь 2019 747
Незнакомый номер? Лучше не берите трубку.
Незнакомый номер? Лучше не берите трубку. Фото Александра КАДНИКОВА.

Перестраховка и профилактика никогда не бывают лишними. Телефонные и кибермошенники всегда рады получить ваши деньги. Защититься от таких преступников вполне реально.

Подмена номеров и смс-контактов

На прошедшей неделе РБК сообщило о том, что властями прорабатывается возможность глушения сотовой связи в тюрьмах. Таким образом уменьшатся возможности тюремных колл-центров, с которых звонят мошенники. По информации издания, вопрос блокировки сигналов мобильной связи в местах заключений должен быть решён до конца июля 2020 года. Кстати, ранее первый замглавы департамента информационной безопасности Центрального банка РФ Артём Сычёв на международной конференции «Защита персональных данных» отмечал, что колл-центры в колониях утратили свою актуальность. «Это, по большому счёту, прошлый век. Последние результаты оперативных действий правоохранительных органов показывают, что такие колл-центры совсем необязательно находятся в местах лишения свободы, а совершенно спокойно располагаются в обычных квартирах обычных домов», - подчеркнул Артём Сычёв.
Преступники, используя специальное программное обес­печение, помогающее скрыть настоящий номер звонящего, маскируют свой номер под официальные контакты банков. Часто они обращаются к собеседнику по имени и отчеству, называют фамилию и даже номер и срок действия карты. Эти сведения они могут почерпнуть из соцсетей и других источников.
Вам могут сообщить о подозрительной операции, которая требует немедленных действий со стороны клиента. Например, что по карте проводится подозрительный платёж на крупную сумму и, чтобы его остановить, нужно срочно сообщить данные карты, ПИН-код или одноразовый пароль из СМС-сообщения. Мошенники хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживлённого колл-центра.
Информация звучит правдоподобно, но лучше позвонить в банк самому и пообщаться с его сотрудником. Ни в коем случае не перезванивайте звонившему и не отправляйте ответные СМС. Наберите указанный на обратной стороне банковской карты или на официальном сайте банка номер горячей линии вручную. Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код (три цифры на обороте карты), коды из СМС и ПИН-коды.
Помните: если преступникам удаётся узнать все эти данные, они получают доступ к вашему счёту и могут снять с него все деньги. Вернуть средства не получится - вы добровольно «сдали» конфиденциальные сведения преступникам.

Сайты-двойники

Мошенники копируют сайты банков, ведомств, сервисных служб, телекоммуникаций, используя похожее название и оформление. Например, вы хотите узнать, есть ли у вас штрафы в ГИБДД или как оформить кредит онлайн. Воры могут прислать электронные письма и сообщения в чатах с просьбой, например, «подтвердить аккаунт» или «восстановить доступ к банковскому счёту». В случае перехода вы попадёте на фишинговый сайт - сайт-двойник банка, госоргана или другой организации. И, если не заметите подмены, то после ввода своего логина, пароля интернет-банка или реквизитов карты переведёте деньги мошенникам.
Поэтому всегда обращайте внимание на адресную строку браузера: на сайтах-клонах она не совпадает с адресной строкой реального сайта. Контактируйте только с сайтами, которые обеспечивают безопасное соединение: адрес такого ресурса начинается с букв https:// или значка в виде закрытого замка. Обращайте внимание на оформление сайта. Качество дизайна у клонов обычно низкое, разделы меню «Руководство», «Наши офисы», «Контакты» могут не открываться.
Добавьте сайты в свои закладки, которыми часто пользуетесь, чтобы не набирать адрес вручную - так вы не ошибётесь в названии и попадёте на нужный вам сайт. И всё равно проверьте его адресную строку. На всякий случай.

Кстати

По информации РБК, о том, что в исправительных учреждениях существуют нелегальные колл-центры, ФСИН сообщала ещё в 2016 году: за 2015-й было выявлено более 11200 подобных преступлений. Тогда же представитель МВД приводил данные о том, что из 38000 преступ­лений, которые совершались с помощью мобильной связи, треть приходилась на звонки заключённых. По данным «Ведомостей», в прошлом году служба безопасности одного из крупнейших российских банков насчитала около 280 колл-центров, расположенных в тюрьмах.

Мария ЯКОВЕНКО.