Всем - в сёла. Работать!

30 Октябрь 2019 621
Софья Шкабрий.
Софья Шкабрий.

По итогам прошлого года оказалось, что самые высокие зарплаты в Симферополе и, что удивительно, в Черноморском районе полуострова. В среднем крымчане там получают от 34 до 37 тысяч рублей. Зарплаты для многих нереальные. В большинстве районов полуострова в сельском хозяйстве люди зарабатывают максимум 15 тысяч рублей. С чем это связано, есть ли рабочие места в сёлах, где можно найти достойную оплату труда? Эти и другие вопросы мы задали Софье Арамовне Шкабрий, председателю Нижнегорской районной организации профсоюза.

- Софья Арамовна, поясните, пожалуйста, есть ли в районе крупные предприятия? Или жители могут устроиться разве что в КФХ?

- За последние пять лет количество хозяйств выросло - это неоспоримый факт. Люди получают субсидии на развитие своего дела, у нас появилось 13 животноводческих хозяйств. Деньги есть, результат тоже. Пусть это маленькие хозяйства, но они хотя бы есть. Кроме того, у нас два крупных предприятия - «Весна» и «Победа». В каждом из них трудится около 250 человек. Они молодцы, так как занимаются не только зерновыми, но уделяют внимание садоводству и виноградарству. Конечно, раньше им было проще, так как не было проблем с орошением. Однако после событий 2014 года и перекрытия Северо-Крымского канала с водой стало сложнее. Раньше воду брали в Тайганском водохранилище, но вскоре запретили так делать. Выход нашли - пробурили скважины, сделали капельное орошение. Отчасти поэтому и есть рабочие места, так как есть, что выращивать, есть вода.

- Можно ли говорить о том, что количество рабочих мест достаточное?

- Конечно, нет. Тем более, если сравнивать с советским периодом. Тогда у нас были развиты овощеводство, садоводство, виноградарство, животноводство. Были цеха по переработке продукции.
И, самое важное, были многоотраслевые предприятия. Каждое обеспечивало работой около 800-900 человек. И это только в одном колхозе!
А теперь у нас на весь Нижнегорский район примерно 1000-1200 рабочих мест. Мы считаем даже личные подсобные хозяйства, так как они занимаются овощеводством и животноводством, пусть и в скромных масштабах. Но учитывайте, что в них заняты максимум 7-10 человек. Это связано с тем, что большинство сконцентрировано на зерновых, а именно на пшенице и ячмене. Это выгодно, быстрее можно заработать.
Также берите в расчёт фактор сезонности. Невозможно говорить, что круглый год в районе трудится определённое количество человек. Сейчас посеяли озимые и всё. Люди свободны, условно, до лета, до сбора урожая. Если предприятие занимается только зерновыми, то нет смысла держать большое количество сотрудников. Да и урожаи не всегда хорошие.
В прошлом году вы помните, что было - в некоторых районах объявили режим чрезвычайной ситуации из-за засухи. В этом году лучше - мы собрали около 32 центнеров с гектара. Но прошлый год подкосил многих, часть предпринимателей не могла рассчитаться с пайщиками - попросту нечем было. Так что есть те, кто и хотел бы дать работу, но не может из-за ряда сложностей. Отчасти поэтому такая низкая заработная плата в сельском хозяйстве, люди работают по четыре часа в сутки. Приходится экономить и на рабочей силе в том числе.

- Но желающие трудиться есть? Жители сёл пытаются найти хорошую работу?

- С одной стороны, мало рабочих мест. Но с другой стороны, не все хотят трудиться на таких условиях. Для примера можно взять любой сад. Его уборка требует большого количества людей. Но я знаю, что в одном из хозяйств Нижнегорского района были вынуждены собирать народ буквально со всех окрестностей. За 25 километров, к Сивашу ездили, чтобы найти людей. Не хотят многие трудиться и всё. Понять людей можно - зарплаты небольшие. В среднем, у нас получают от 12 до 15 тысяч рублей в месяц. Поэтому многие решают заниматься чем-то дома, те же овощи выращивать и продавать. И на уборке снова и снова одна и та же ситуация - часть сотрудников вовсе работать не хочет, делает всё так, лишь бы не выгнали. Это тоже неправильно.

- Из-за низких зарплат в сёлах молодёжь уезжает в города. В каждом районе полуострова мы слышали, что после учёбы многие покидают сёла и не возвращаются. Как вы думаете, это возможно изменить?

- Конечно. Но поймите, чтобы наши дети не уезжали, нужно создать, к примеру, училище. Такое было раньше при консервном заводе. Это был филиал училища из Прудового (ГБПОУ РК «Прудовский аграрный техникум». - Ред.), где готовили электриков, специалистов для консервного завода и не только. Были рабочие профессии, дети учились, точно знали, куда они потом пойдут работать. А сейчас что? Фермеры периодически подымают эту проблему, говорят о том, что нужны учреждения для обучения специалистов. Но трактористов, к примеру, в районе никто не учит. Даже если вспомнить украинские времена, то был учебно-консультационный центр в Желябовке. Там тоже помогали получить профессии электриков или трактористов. А сейчас у нас вакуум в плане обучения. Специалисты очень нужны, но взять их неоткуда. Для переобучения трактористов, например, нужно ездить в Симферополь или Джанкой, хотя как было бы удобно, если бы учить можно было сразу в районе.
Кстати, мы делали вместе с представителями Владимирской области стратегию развития нашего района. И в ней было оговорено, что необходимо создать обучающий центр для молодёжи, но пока об этом и речи нет, а жаль…

- Каких специальностей не хватает на селе?

- Всех. Трудно выделить какое-то одно направление.
У нас нет трактористов, комбайнёров. Доярки остались только в одном хозяйстве, которое специализируется на животноводстве. Садоводство сохранилось только в двух крупных хозяйствах. Овощеводство стало частным - это огороды, по сути, то есть личные подсобные хозяйства. Растениеводство нуждается в кадрах, но, с другой стороны, оно тоже не слишком развито. Получается, что и люди нужны, и новые хозяйства, в которых будет стабильная работа.
Был период, когда многое развалилось. Одни переехали, другие нашли работу в городе, третьи пошли трудиться на рынки. Раньше на консервном заводе работало до 800 человек, были элеватор, комбикормовый и масловый заводы. Сейчас всего этого нет, поэтому очевидно, что и работать негде.

- Много ли пенсионеров задействовано в сельском хозяйстве?

- Сложно сказать. Когда прошла пенсионная реформа, у многих возникли вопросы. Одно дело, когда пенсионер работает в офисе или занимает какую-либо должность как чиновник. Другое дело, когда ему нужно залезть на дерево или собрать урожай на поле. Это совершенно разные физические усилия. И если в сельском хозяйстве люди достигают пенсионного возраста, то, как правило, всё же уходят с работы. Хотя у нас есть пенсионер, которому 74 года, а он трудится на погрузчике. Его даже наградили за такой доблестный труд, но это, скорее, исключение.

- Есть ли хозяйства или предприятия, на которых платят высокую зарплату для сельской местности?

- Единичные случаи. На некоторых предприятиях, конечно, средняя зарплата составляет около 26 тысяч рублей. Это лучше, чем 12-15 тысяч, но всё равно недостаточно. Фермеры не могут платить много, у них большие расходы. Опять же не забывайте о сезонности работы. Можно получить те же 20-25 тысяч за определённый период, а потом будут платить меньше.
Чтобы предприятия и хозяйства могли платить хорошую зарплату, нужна всесторонняя поддержка. Например, делать акцент только на зерновые неправильно. Если будут многоотраслевые хозяйства, то и зарплата будет стабильная.
В прошлом году был неурожай зерна, зато те хозяйства, в которых есть сады, смогли более-менее выйти из положения.
Также нужна стабильная помощь от государства, раньше ведь было и хорошее материально-техническое снабжение. Мы в своё время на консервном заводе выпускали хороший сок по доступной цене потому, что часть расходов покрывало государство.
Кроме того, у нас принято ругать Советский Союз, плановую экономику. Но вот сейчас рыночная экономика, планов нет, зато есть проблемы.
К примеру, был случай, когда один фермер вырастил капусту, только был вынужден её всю выкинуть. Никто не хотел покупать, в тот период был избыток капусты, а сдавать было некуда. Но была бы плановая экономика, было бы понятно - этот фермер выращивает столько картошки, этот столько капусты, сдают всё это в такие-то города и сёла. Государство должно гарантировать, что продукцию купят. А у нас лотерея пока. Вырастил, есть хорошая цена - повезло, нет хорошей цены - получил убытки.
Если мы будем комплексно решать проблему нехватки рабочих мест в сёлах, то и результат будет. Невозможно сконцентрироваться только на чём-то одном. И действовать нужно сейчас, иначе в сёлах Крыма не останется молодёжи. Без работы им здесь, как это ни печально, делать нечего.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.