Заявляй и жалуйся!

Как заставить чиновника работать

18 Октябрь 2019 589

Система государственного управления громоздка и неповоротлива. В этом часто приходится убеждаться на собственной шкуре. Для решения простейшей бытовой проблемы иногда надо собрать столько бестолковых бумажек и справок, что голова идёт кругом. При этом нет никакой гарантии, что ваш вопрос будет решён, ведь чиновник - человек и работать ему лень. Вот и получается, что вместо выполнения своих обязанностей занимается он отписками. Мы выяснили, как правильно подавать официальные обращения и что делать, если госслужащий не желает работать.

Кто кому должен?

Виктория Стрюкова стала председателем многоквартирного дома в 2015 году. С тех пор она прошла нелёгкий путь от растерянной просительницы до опытного управленца, умеющего общаться с чиновниками на их языке.
- На первых порах было тяжело. Каждый раз, заходя в кабинет чиновника, я чувствовала себя должной, как будто мне делают какое-то одолжение. Это, наверное, было заметно со стороны, и дела не ладились: приходилось слушать отговорки и получать отписки. Потом я начала вникать в устройство этой бюрократической системы и в какой-то момент снизошло озарение: это не я им должна, а они - мне, - делится опытом Виктория. - Требовать от государственных служащих выполнения своих должностных обязанностей - моё конституционное право, и те, кто считает иначе, рискуют поплатиться своим креслом.
Общаться с чиновниками ей, как и всем остальным гражданам, приходится посредством письменных обращений и лично, в приёмные часы. При этом совершенно не важно, в какое ведомство или организацию направляются обращения. Процедура их рассмотрения одинакова и регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Предлагай, заявляй, жалуйся

По закону все обращения граждан делятся на три вида: предложение, заявление и жалоба.
- По своему опыту могу сказать, что рекомендации по улучшению работы госорганов всерьёз никто не воспринимает. Я неоднократно обращалась и в горадминистрацию, и в управляющую компанию с рацпредложениями, которые позволили бы эффективней управлять общедомовым имуществом, но получала лишь формальные ответы. Дальше дело не шло. Впрочем, предложения доводится вносить достаточно редко. Куда чаще приходится писать заявления и жалобы. У меня уже есть заготовленные шаблоны на все случаи жизни, - рассказывает наш эксперт.
Заявление - это по большому счёту просьба, которую чиновник должен удовлетворить.
Если делать этого он не стал, не смог объяснить причину своего бездействия или нахамил - пишите жалобу. Этот документ должен содержать  просьбу о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Как писать?

В обращении или жалобе вам необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса, при этом желательно, чтобы его объём не превышал одного листа.
Если обращение коллективное, то в нём необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.
Писать текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмот­рении обращения, которое «не поддаётся прочтению».

Как передать?

Письменное обращение может быть отправлено поч­той, в том числе электронной, передано через канцелярию (экспедицию) или вручено должностному лицу на личном приёме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трёх дней с момента поступления.

Сколько ждать ответа?

Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон даёт на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но не более чем ещё на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.

Если не ответили в срок

Часто бывает, что чиновники не дают ответов на ваши вопросы или, дотянув до последнего, перенаправляют обращение «вниз». В таких случаях вы можете либо выслать повторное обращение, либо обратиться в прокуратуру в связи с нарушением 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Прокуратура вправе возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц и привлечь виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности.

Если ничего непонятно

Случается и такое, что из полученного ответа нельзя даже понять, о чём в письме идёт речь. Например, вам пишут: «По вашему обращению проведена проверка, ваше мнение учтено». Так дело не пойдёт.
Федеральный закон гласит, что при рассмотрении жалоб даётся ответ по существу поставленных в обращении воп­росов.
Подобные отписки можно смело квалифицировать как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП: «Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления…». Так что смело пишите заявление в прокуратуру и добивайтесь защиты своих прав.

Если вам нахамили

Хамство в чиновничьих кабинетах - явление распространённое. Между тем никто не давал чиновникам права грубить или хамить гражданину. Это прямое нарушение этики и этикета государственного служащего. За такое нарушение можно лишиться работы согласно ст. 10 ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».
В общем, не стоит тушеваться. Если вас окатили щедрым потоком брани, постарайтесь получить как можно более точную информацию о лице, которое с вами так общается, по возможности заручиться вещественными доказательствами инцидента и отправляйте жалобу в прокуратуру.

Когда могут отказать?

- если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своём месте жительства;
- если гражданин в своём обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом, - такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;
- если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- если текст письменного обращения не поддаётся прочтению, о чём в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
- если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.