«Какая бы радость была!»

Крым может сохранить свои уникальные пляжи

7 Октябрь 2019 677
Всё, что осталось от Бакальской косы.
Всё, что осталось от Бакальской косы. Фото автора.

«Работают день и ночь, уровень воды упал, зато горы из пес­ка». Так обстоят дела на карьере на Сасык-Сивашской пересыпи. И в других уголках Крыма. Но всё может измениться. Пока приостановлено действие лицензий на добычу морского песка.

Субъекты Российской Федерации поддержали инициативу крымчан о расширении полномочий регионов в сфере регулирования добычи природных ресурсов. Об этом сообщила сенатор от Крыма Ольга Ковитиди.
«Состоялось заседание «круг­лого стола, - рассказала сенатор нашим коллегам. - Инициатива крымчан поддержана. Мы не встретили сопротивления также и со стороны Правительства России. Решено, что мы будем сообща прилагать усилия, чтобы закрепить изменения на законодательном уровне в виде поправок в федеральный закон о недрах. Мы направляли запрос в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, и там подтвердили информацию о приостановке действия уже выданных лицензий на добычу морского песка у побережья».
Проблема в том, что лицензии выдаёт Министерство экологии и природных ресурсов РК, а добычу ископаемых прибрежного шельфа регулирует Федеральное агентство недропользования. То есть крымские чиновники не имеют прав, по большому счёту, запрещать добычу ископаемых. Это приводит к серьёзным проблемам.
Только около озера Дон­узлав лицензию имеют два предприятия - ООО «Яхтстройсервис» и ГУП «Крымские морские порты». Здесь добывают десятки тысяч тонн песка ежемесячно. И не только в этой части полуострова. Песчаные карьеры есть на Сасык-Сивашской пересыпи, на Бакальской косе. Пока одни зарабатывают деньги, другие видят, как исчезают пляжи.
Если изменения будут внесены, то при выдаче лицензий федеральные чиновники станут учитывать мнение субъекта при решении вопроса об использовании его природных богатств. Проще говоря, крымчане смогут влиять на то, будут получать определённые компании лицензии на добычу нашего песка в прибрежной зоне или нет.
На примере Бакальской косы хорошо видно, к чему приводит бесконтрольная добыча наших ресурсов. Уникальная достопримечательность полуострова исчезает на глазах. Всё меньше остаётся от «хвоста» косы. В прошлом году её площадь сократилась на 8 гектаров, теперь уже на 14,5 гектара. Краснокнижные флора и фауна попросту уходят под воду.
По мнению Ольги Ковитиди, Росприроднадзору необходимо провести проверку соблюдения требований природоохранного законодательства при добыче песка на Бакальской косе. А Минприроды РФ - поручить организовать научные исследования по факту проведения добычных работ на особо охраняемой природной зоне «Бакальская коса», определив ущерб, который был причинён.
Ранее глава Республики Крыма Сергей Аксёнов заявлял, что лицензии у таких компаний нужно отбирать. Недопустимо, чтобы частный бизнес уничтожал природные богатства полуострова.
Напомним, что карьеры, и песчаные в том числе, это проблема всего Крыма. После того как в республике начались масштабные стройки, из недр нашего края выгребают всё, что только можно.
В Белогорском районе работают несколько карьеров, на которых взрывают породу. Например, рядом с сёлами Овражки, Межгорье, Пасечное. Местные жители обращались в Совмин РК, писали Сергею Аксёнову, подавали в суд. Результата нет. Людей никто не слышит, все считают, что взрывы на карьере в нескольких сотнях метров от жилых домов - это нормально.
А тем временем облик полуострова с высоты самолёта меняется. Пока летишь над Крымом, не устаёшь удивляться новым дырам в его поверхности. Наш край всегда считался жемчужиной СССР, а теперь и России. Но, кажется, постепенно он превращается в решето.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.