За две минуты до «полуночи»

Наука, жизнь и смерть

19 Сентябрь 2019 651
По оценкам учёных Чикагского университета, впервые после 1953 года «полночь» человечества настолько близка.
По оценкам учёных Чикагского университета, впервые после 1953 года «полночь» человечества настолько близка.

Доклад «Новое понимание и пути укрепления многосторонней стратегической стабильности», подготовленный почётным председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике, деканом факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ Сергеем Карагановым и программным директором Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», заместителем директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрием Сусловым на основе ситуационного анализа, проведённого факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» и Советом по внешней и оборонной политике при поддержке МИД России и Комитета по международным делам Государственной думы РФ, предсказуемо вызвал множество интерпретаций в СМИ. Одни назвали его проектом новой ядерной стратегии России, другие увидели предупреждение о том, что горячая ядерная фаза III мировой начнётся из-за Украины. Ни то, ни другое не верно. В действительности эксперты не предрекают армагеддон, а ищут способы его избежать.

Авторы доклада отмечают, что прежние способы взаимного сдерживания времён противостояния США-СССР теряют свою эффективность и вернуться к ним уже не удастся. В опубликованном в начале нынешнего года «Обзоре политики США в области ПРО» администрация Дональда Трампа не только заявила, что создаваемая Соединёнными Штатами система ПРО в Европе и Азии нацелена на борьбу с «региональными ракетными угрозами», то есть с нестратегическими ракетами России и КНР, но, по сути, провозгласила доктрину упреждающих ударов. Ни для кого не секрет, что размещённые в Румынии и планируемые в Польше и Японии пусковые установки ПРО США МК-41 пригодны для заряда ракетами средней дальности класса «земля-земля». А намерение уничтожать ракеты до старта и рассуждения в американских доктринальных документах о допустимости региональной ядерной войны свидетельствуют о том, что в Вашингтоне рассматривают вой­ну НАТО против России как реалистичный сценарий и допускают применение ядерного оружия в этом конфликте.
В феврале 2021 года истекает срок действия договора СНВ-3, который США не намерены продлевать, а затем останется под вопросом и последняя опора традиционной системы контроля над ядерными вооружениями - Договор о нераспространении ядерного оружия.
По мнению авторов доклада, основную опасность представляет неядерное военное столкновение между ядерными державами и переход конфликта на ядерный уровень.
Прежняя система регулирования и взаимного сдерживания утратила свою эффективность, потому что стратегическая стабильность сегодня имеет не двусторонний российско-американский, а многосторонний характер и более не ограничивается вопросами ядерных вооружений и стратегической ПРО. Эпоха, когда две ядерные сверхдержавы ориентировались в своей ядерной политике исключительно друг на друга, закончилась. Сегодня Москва и особенно Вашингтон всё в большей степени учитывают фактор третьих  стран. США заявляют, что сохранение ограничительных режимов для вооружений неприемлемо без участия в них Китая. А Россия постоянно напоминает о ядерных потенциалах Франции и Великобритании - военных союзниках Америки (британское ядерное оружие де-факто контролируется Вашингтоном), не охваченных никакими ограничительными режимами.
В условиях «ядерной многополярности» и гонка вооружений приобретает многосторонний характер. Большую опасность представляет возможное применение ядерного оружия третьими странами друг против друга (например, Индией против Пакистана или наоборот), предупреждают авторы доклада. Поскольку риск непреднамеренного конфликта очевидно растёт, необходимо налаживание устойчивых каналов связи между военными ведущих стран. По мнению экспертов, стоит продолжать настаивать на диалоге представителей Генерального штаба России со штабом Верховного главно­командующего Объединённых вооружённых сил НАТО в Европе (SHAPE) и Военным комитетом НАТО, в то время как политический диалог с альянсом бессмыслен и вреден.
Что касается Украины, то её роль сильно преувеличена толкователями: «незалежная» упомянута в докладе всего дважды. Во-первых, отмечается, что опасность столкновения России с НАТО на территории бывшей УССР значительно снизилась после «жёстких действий» Мос­квы, остановивших экспансию Североатлантического альянса. А во-вторых, «незалежная» всё же остаётся одной из зон вероятного неядерного конфликта, который может непредсказуемо перерасти в ядерный, поскольку существует риск «втягивания ядерных держав в военные конфликты в непосредственной близости от их границ».
Практика показала, что всех несущих сомнительный «свет» порабощения и утилизации «высшей расой» (будь она «нордической», как у Гитлера, или «англоговорящей», как у Черчилля) эффективнее всего останавливает только осознание невозможности остаться безнаказанными. Примеров много - от плана «Немыслимое», когда перегруппировка советских войск в Германии удержала союзников от нападения летом 1945-го, до короткой и ёмкой фразы президента: «Зачем нам мир, в котором не будет России?».
Красные линии для привыкшего к конкретике западного партнёра обозначены просто и понятно: «У нас два повода ответить с помощью наших сил ядерного сдерживания. Это нападение с помощью ядерного оружия на нас или нападение на Российскую Федерацию с применением обычных вооружений, но в том случае, если создаётся угроза существованию государства». И никакое шулерство не поможет.
«Альтернативой пиратскому беспределу всегда была сила. Но сила означает конфликт, а конфликт такого масштаба легко может перерасти не просто в военное столкновение, но в полномасштабную ядерную вой­ну, - предупреждает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Неслучайно об опасности таковой предупреждали и президент России, и министр обороны, и Министерство иностранных дел. Наши противники считают, что мы не рискнём пойти на обострение. Ведь в таком случае всё равно партнёрство будет свёрнуто, ещё и военная опасность вырастет на порядки. Но они не просчитывают ситуа­цию на случай, если Москва вызов примет и на конфликт пойдёт (Осетия и Крым никого ничему не научили). И это опасно, поскольку, когда решения такого уровня принимаются «за доской», без адекватного анализа и оценки рисков, перейти роковую грань очень легко».
На сакраментальный вопрос, будет ли война, пока никто не предложил лучшего ответа, чем приснопамятное «Армянское радио»: «Войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Ведь так оно и будет, если придётся.
А на Часах Судного дня - всего две минуты до ядерной «полуночи».

Фото из открытых источников.

Николай ФИЛИППОВ.