Одолжить государству
Обзор главных экономических событий недели
Вчера состоялся официальный запуск модифицированных «народных» облигаций. Гражданам предлагается стать владельцами специальных ценных бумаг нового формата и таким образом кредитовать российскую экономику, зарабатывая на получаемом проценте. Объём выпуска облигаций составил 15 млрд. рублей. На сей раз эмиссия будет проходить по более выгодным для населения правилам.
Итог «работы над ошибками»
Это уже не первая попытка привлечь граждан к кредитованию государства - первый опыт запуска облигаций федерального займа имел место в апреле 2017 года.
Целью нынешнего выпуска облигаций госзайма является привлечение к пока ещё непривычному инструменту инвестирования самых широких слоёв населения. Для этого минимальная сумма покупки снижена с 30 до 10 тыс. руб., комиссия банкам-агентам в 0,5-1,5%, ощутимо снижавшая конечную прибыль, отменяется, а бумаги теперь можно приобрести онлайн в любое время. Последним существенным изменением в сравнении с предыдущими размещениями является возможность использовать облигации в качестве залога, где они будут оцениваться по номиналу. Раньше делать этого было нельзя. В остальном правила работы с «народными» облигациями остались прежними: они являются именными, то есть их нельзя дарить, продавать, обменивать и вообще совершать какие-либо финансовые операции, кроме наследования.
Все принятые Минфином меры направлены на повышение спроса на ценные бумаги среди населения, хотя, по прогнозам экспертов, превзойти по популярности банковские вклады облигациям госзайма если и удастся, то не скоро. Хотя, например, в Европе, США и Канаде покупка государственных облигаций давно является уважаемым способом частного инвестирования. Действительно, рисков минимум, а надёжность практически стопроцентная.
Выкупи долг и спи спокойно
Министерство экономики РФ разработало законопроект, призванный серьёзно облегчить жизнь закредитованных россиян. Поправки в законы о взыскании долгов физических лиц и о микрофинансовой деятельности обязывают кредитора перед передачей долга третьему лицу предложить его по аналогичной цене самому должнику.
По сути, речь идёт о списании кредита, поскольку долги физлиц перепродаются в среднем за 2,8% от их размера. Если должник или другое лицо перечислит кредитору необходимую сумму, право требования перейдёт к должнику и прекратится. Предполагается, что такие условия будут применяться к долгам, по которым на момент заключения цессионного договора имеется просрочка не менее 30 календарных дней, и не будут распространяться на уступку в ходе исполнительного производства или банкротства.
При этом представители финансовой сферы считают, что текущий вариант поправок - это прямой путь к потребительскому экстремизму, поскольку законопроект может привести к массовым отказам от выплаты долгов. Получается, всё, что нужно должнику, чтобы не платить, - это просто дождаться, когда кредитор под нормативным давлением вынужден будет освободить баланс и уступить долг. Естественным препятствием для реализации таких схем станет система единых кредитных историй, когда все банки будут узнавать о «грехах должников» одновременно.
Другой подход
Счётная палата предложила изменить процедуру начисления транспортного налога. «В настоящее время повышающий коэффициент применяется в отношении легковых автомобилей стоимостью свыше 3 млн. руб. Минпромторг России ежегодно размещает на официальном сайте соответствующие перечни дорогостоящих автомобилей. При этом они не всегда содержат полную информацию», - отметили в ведомстве.
В Счётной палате считают, что сбор налога «вызывает вопросы», так как в перечне дорогостоящих машин не оказалось таких представителей премиального класса, как Tesla Motors Model S, Mercedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limousine L и Bugatti Veyron Grand Sport. Также в сообщении отмечается, что для некоторых автомобилей, входящих в список, повышающий коэффициент транспортного налога не применяется в первый год выпуска. Счётная палата призвала правительство рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, чтобы скорректировать параметры, определяющие применение повышающих коэффициентов к легковым автомобилям. Предлагается начислять налог в зависимости от мощности и других неотъемлемых характеристик транспортного средства, а не от его стоимости.