Жара, обман и ваши деньги

27 Июль 2019 590

Лето в разгаре. Так хочется расслабиться, отдохнуть… Но судя по обращениям читателей, бдительность не помешает и на отдыхе. Особенно, когда жара «притормаживает» сообразительность, внимательность и реакцию, так необходимые для удачного обмена денег на товар.

Пропавшее мороженое

Сразу несколько человек прогорели, решив охладиться мороженым.
- Пошла на выходных в магазин, - рассказывает Галина Ивановна из Симферополя. - Помимо прочих продуктов, взяла четыре пачки мороженого на семью. Рассчиталась на кассе, всё сложила в сумку.
А на выходе подошёл охранник, попросил чек и пакеты с покупками. Показала, и вдруг обнаружилось, что пробитое в чеке количество мороженого не совпадает с реальным: кассир пробила одну пачку, а я купила четыре. Охранник обвинил в краже. Заставил пройти в подсобку, составил протокол и заявил: либо магазин подаёт на меня в суд, либо на месте плачу штраф - стоимость всего мороженого в пятикратном размере, тысяча рублей. Согласилась на последнее - спокойствие дороже.
После оплаты нужной суммы, которую, кстати, по словам женщины, хоть и провели через кассу, но чек не выдали, покупательницу отпустили.
- Очевидно, её просто «кинули» ушлые кассир с охранником, - поясняет юрист Ольга Воронцова. - Схема проста: кассир не пробивает один товар, не заметив это, покупатель расплачивается и тут же задерживается охранником, обнаруживающим якобы украденное. В итоге покупатель платит штраф, в несколько раз превышающий сумму покупки, а разница эта делится между охранником и кассиром. Первая ошибка пострадавшей: всегда надо внимательно смотреть на монитор, где высвечиваются пробиваемые товары и их стоимость, а, получив чек, даже длинный, не отходя от кассы сверить, что вам «навыбивали». То ли по невнимательности, то ли умышленно могут пробить лишний товар, заменить один другим (когда код отличается на одну-две цифры, и кассир решает ввести их вручную), или же, как в этом случае, не посчитать покупку. Сразу говорите об этом кассиру. Требуйте своё, даже если за вами огромная очередь возмущающихся. Ошибка вторая: не надо позволять охраннику отводить вас в подсобку и рыться в покупках. Единственное, что он может сделать - в зале, пояснив причину бдительности, вежливо попросить показать чек и, если что-то насторожило, взглядом, не прикасаясь руками, осмотреть покупки. А вот позволять ему это или нет - решайте сами.
Ни сотрудники магазина, ни даже вневедомственная охрана не имеют права обыскивать покупателя. Никакие внутренние инструкции, на которые могут ссылаться охранники, ни при чём. Согласно статье 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обыск могут выполнить только сотрудники правоохранительных органов (охрана к ним не относится), если у них есть основания полагать, что у человека находятся предметы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Причём на проведение обыска должно быть мотивированное постановление следователя. Кроме того, при проведении обыска должны присутствовать двое понятых; составлять протокол могут только правоохранители. Оплачивая штраф, человек всегда получает квитанцию; да и взыскивается он по решению суда, а не по желанию охранника.
По словам женщины, задерживал, обыскивал, составлял «протокол», штрафовал только охранник, женщина не потребовала вызвать ни полицию, ни администратора, ни начальника охраны, ни старшего кассира. Это её третья ошибка: как правило, услышав о решительных требованиях покупателя, мошенники ретируются. Вам останется только доплатить (без излишеств) за непробитый товар или вернуть его кассиру.
Владимир из Евпатории и Геннадий из Симферополя тоже «попали» с мороженым. Правда, купили они его подешевле и в уличном холодильнике. Вдобавок прилагались плесень и истекший срок годности.
- Купил эскимо ребёнку, - рассказывает евпаториец, - насторожило, что через обёртку прощупывалось эскимо неправильной формы, но продавец успокоила, что «новинка». Открыл, а там всё покорёженное, перемороженное. Глянул на этикетку, а оно сделано в конце июня прошлого года, срок хранения всего 12 месяцев. Вернулся, чтобы сказать об этом продавцу, а в ответ услышал, что «плюс-минус пару недель на годность не влияют, а продукты обмену и возврату не подлежат». Я их и не требовал, но ведь нельзя таким торговать.
Покорёженный, перемороженный пломбир в пачке обнаружил и симферополец, а вдобавок ещё и плесень на стаканчике. Продавец тоже заявила о «невозможности возврата денег» и вообще, «докажите, что у меня покупали». Мороженое читатели выбросили и правильно сделали. Покорёженность и «колкость» кусочками льда объясняются не «новинкой», а неправильным хранением: неоднократно размораживалось, а порции лежали не в коробке, одна к одной, а где и как попало. Как пояснили в Роспотребнадзоре, удовольствия от такого лакомства не получить, а вот инфекцию, особенно ребёнку, - легко: во время многократных разморозок продукт мог «подцепить» немало болезнетворных бактерий, ещё и плесень на нём появилась. Если официально истёк срок годности, то значит, на следующий день после «времени «ч» его должны были утилизировать. Никаких «плюс-минус неделя» не предусмотрено. Поэтому, покупая холодное лакомство, обращайте внимание на: герметичность упаковки, состав, дату  изготовления и срок годности мороженого, правильную форму брикета, стаканчика или эскимо, однородность массы. Если что-то смущает - откажитесь от покупки, чтобы потом не жалеть.
- Отреагировать на претензии продавцы были обязаны по закону «О защите прав потребителей», - поясняет юрист. - Если бы продукт был надлежащего качества (не испорчен, не просрочен), то обменять или вернуть его, действительно, нельзя. А вот ненадлежащего качества, в том числе с истекшим сроком годности, плесенью, - можно. Продавец обязан был либо обменять на нормальное мороженное, либо вернуть деньги. При этом, если у вас нет чека, подтверждающего покупку, доказать это можно, например, показаниями свидетелей или же сравнением артикулов товара на упаковке и накладной, номера партии купленного с тем, что осталось на продаже. Кстати, о том, что продаётся товар с истекшим сроком и нарушаются условия хранения, можно сообщить в управление торговли местной администрации.

Псевдохолодильник

Жара породила новый вид обмана - псевдосумки-холодильники. Сумка-холодильник - вещь полезная: можно взять в поездку или на пляж еду и какое-то время не беспокоиться о её сохранности. Только покупать сумку надо либо в супермаркетах, либо в специализированных туристских магазинах.
- Купила на рынке сумку, как сказал продавец, - холодильник: из ткани, похожей на плащовку с фольгой, как для запекания, внутри, - написала Валентина Владимировна из Симферопольского района. - Видела похожую у соседки, но если та за свою заплатила почти тысячу, то мне предложили за сотню. Каково же было разочарование, когда в сумке через полчаса нахождения на улице потекли мороженое и масло. Неужели обманули, ведь у соседки всё нормально?
- Увы, женщину обманули, - рассказал Алексей, продавец-консультант одного из супермаркетов: сумка кустарного производства ничего общего с изотермической (так официально называют сумку-холодильник. - Ред.) не имеет. Обычная пристроченная фольга холод не сохранит. Верх фаб­ричных сумок-холодильников изготавливают из эластичных тканей (нейлон, полиэстер), внутри - теплоотталкивающая алюминиевая фольга, синтетический термопласт, между ними - изоляция из вспенённых полимеров (пенополи­уретан, пенополиэтилен). При температуре воздуха около 30 градусов продукты сохранятся в них холодными 2-4 часа. Продлить срок почти до 12 часов помогут аккумуляторы холода (охлаждающий гель, теплоёмкий солевой раствор.). Есть модели с вложенными аккумуляторами, но чаще их приобретают отдельно. Стоимость сумки-холодильника в зависимости от объёма (от
3 литров и выше) начинается с 300 рублей, за 200-граммовый аккумулятор надо выложить от 70 рублей. Чем больше (максимум 600 граммов) аккумулятор, тем холоднее будет продуктам. Аккумуляторы - многоразовые и герметичные, достаточно подержать их 6-10 часов в морозилке обычного холодильника, и они готовы к работе. Но в любом случае покупать и сумки-холодильники, и аккумуляторы холода надо только в солидных магазинах. Обязательно возьмите чек и расспросите продавца о принципах работы сумки. Как правило, гарантия на них 3-6 месяцев, а срок службы доходит и до 7 лет.
Магнитизм обвеса
Обвешивание - махинация всесезонная, но особенно популярна она именно летом, когда организм требует свежих овощей, фруктов и ягод.
- С внучкой, приехавшей погостить из Питера, пришли на рынок за абрикосами, - рассказывает Михаил Викторович. - Продавец, улыбаясь, взвешивает нам ровно килограмм, расплачиваюсь. Но, взяв в руки кулёчек, настораживаюсь: веса в нём меньше. Я занимаюсь спортом, так что килограмм, благодаря гантели, определяю безошибочно. Говорю об обвесе продавцу, тот, возмущаясь, показывает, что и весы у него ровно стоят, и стрелка на нуле - никакого подвоха. В общем, приходится мне извиниться и уйти. Дома всё-таки беру кантар (весы) и перевешиваю: так и есть, обманули нас с внучкой на 250 граммов. Может, для кого-то это и мелочь, но для меня - деньги. Да и обида. Возвращаюсь на рынок, говорю продавцу: не знаю, как, но вы всё-таки на 250 граммов меня обманули. В ответ слышу заявление, что сначала я эти граммы съел, а потом пришёл права качать. Естественно, доказать ничего не смог.
Обвесили покупателя, скорее всего, при помощи магнита. Как рассказала Аня, продавец одного из столичных рынков, весы с наклонными ножками, стрелки не на нуле и подпиленные гири отошли на второй план - покупатели следят за этим, если весы не электронные. Зато на лежащий рядом с весами платок, с помощью которого продавец якобы утирает проступающие под солнцем капельки пота внимания не обращают - самим жарко.
А под платком (тряпочкой для протирки чаши весов, упаковкой от чего-нибудь из ассортимента) лежит магнит. Он-то и накручивает дополнительные граммы, на которые продавец не доложит вам товар.
Как правило, обнаруживается это не сразу. К сожалению, доказать, что обвесили на рынке после того, как вы расплатились и ушли, не получится. Совет один: отправляясь за покупками, берите с собой весы (кантар, безмен), стоят они от 30 рублей, но окупятся быстро. Только с их помощью, не отходя от продавца, вы сможете перепроверить вес покупки и предъявить претензию.
В общем, чтобы не попасться в руки мошенников, пользующихся летней расслабленностью покупателей, запомните три простых «не». Не впадайте в панику - законы на вашей стороне. Не стесняйтесь перепроверять сумму, вес на собственных приборах - это не запрещено. И не бойтесь доказывать свою правоту - увидев отпор со стороны покупателя, мошенники, как правило, идут на попятную.

Наталья ПУПКОВА.