Небо. Самолёт. Герои

23 Июль 2019 1996

Они неуловимо похожи - мужественные лица, открытый взгляд. И судьбы похожи: крымчане, с юных лет влюбившиеся в небесную синь. Почти одновременно «стали на крыло» в Качинской авиашколе, в годы Великой Отечественной на штурмовике и истребителях заслужили звание Героя Советского Союза. Погибли совсем молодыми, вдали от родных мест.

Николай Кудря
Самый младший из наших героев родился 7 ноября
1921-го. И ушёл в вечность он тоже в 21 - тяжелораненный над Кубанью, сумел спасти боевую машину.
Николай Данилович родом из Ярылчага - теперь Межводное в Черноморском районе.
В авиашколу в Каче пошёл после семилетки и Феодосийского аэроклуба. Окончив, остался инструктором. Когда началась война, рвался на фронт, но не отпустили - эвакуировал авиа­школу в Саратовскую область. Добиться своего смог только в начале 1943-го, став лётчиком-истребителем.
«Юнкерсы», «мессершмитты» с драконами на фюзеляже - знак классности немецких асов, не пугали Николая Кудрю, сражавшегося над Краснодарским краем. Однополчане вспоминали, как однажды 6 наших самолётов, прикрывавших колонну наземных войск, приняли бой с вдвое большим числом вражеских. И вышли победителями, сбив три самолёта фашистов. Один на счету нашего земляка. Всего их было 11, сбитых им в 24 боях. В середине мая 1943-го принято решение о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Золотая Звезда и орден Ленина добавились к двум орденам Красного Знамени.
О награждении парень, наверное, всё же узнал, а вот увидеть награды не успел: через два дня после появления указа погиб - 26 мая 1943-го. Не сбылась мечта освободить родной Крым.
Отец лётчика, Даниил Кириллович, и мама, Наталья Андреевна, после освобождения полуострова получили извещение, что сын пропал без вести. А между тем героя похоронили у дамбы реки Адагум пехотинцы, ставшие очевидцами гибели. Один из них, Василий Маногаров из Отдельной Приморской армии, вспоминал, что произошло это у станицы Киевской, где лётчик с воздуха поддерживал пехоту. В тяжёлом воздушном бою сражался до последнего патрона, дотянул самолёт до нейтральной полосы, смог его посадить и даже выбраться из кабины на крыло. Там погибшего и нашли солдаты, отправившиеся на помощь. Несли на руках несколько километров до речной дамбы, похоронили. Позже героя перезахоронили в парке станицы Славянской - теперь город Славянск-на-Кубани, парк имени 40-летия Победы.
Степан Пошивальников
Если Николай Кудря покоится всё-таки неподалёку от родного Крыма, через Керченский пролив, то у другого нашего лётчика Степана Демьяновича Пошивальникова нет даже могилы на польской земле. И деревни, где он родился сто лет назад, 17 августа 1919-го, тоже уже нет. Теперь земли Карангада - одно из полей Ленинского района. Взрослел парень в Керчи, куда семья перебралась после смерти отца. Окончил семилетку, фабрично-заводское училище, стал токарем на местном металлургическом заводе, помогая маме растить братьев. Но всё свободное время проводил в аэроклубе, а по окончании его и авиашколы под Севастополем сразу оказался на фронте.
В июле 1941-го тяжело ранен, врачи вообще запретили летать, но он смог вновь поднять в небо штурмовик, стать вскоре командиром эскад­рильи, которую называли бесстрашной. В сентябре 1943 года 12 его штурмовиков получили задание уничтожить фашистскую переправу у Кременчуга. Навстречу советским самолётам вылетела большая группа фашистских истребителей, и вдобавок происходило всё над позициями зенитных батарей немцев. Ведомые командиром эскадрильи, лётчики, обнаружив превосходство врага, не успевали вернуться. Да и не сделали бы этого, даже если могли. Помимо важных в таких случаях инструкций, у них был приказ, который надо было обязательно выполнить, ведь готовилось наступление пехоты, врагу нельзя было позволить подтягивать подкрепление. А под крыльями самолёта была их земля, ждавшая освобождения. Советские лётчики приняли бой, маневрируя, отстреливаясь, дошли до цели: переправа была разрушена.
Два сбитых самолёта противника, около 200 боевых вылетов на уничтожение наземных целей фашистов, два ордена Красного Знамени, два - Отечественной войны, ордена Суворова и Александ­ра Невского, звание Героя Советского Союза - заслуги к 25 годам Степана Пошивальникова. Он погиб через 8 дней после юбилея вместе с верным воздушным стрелком А. Тазановым, уничтожая колонну фашистской техники у польского Опатува. Прямое попадание снаряда в самолёт. Дома парня не дождалась мама Матрёна Николаевна. Троих из пяти сыновей у неё забрала война - ещё один пропал без вести, другой погиб в Чехословакии.
Николай Самохвалов
Ему, как и Степану Пошивальникову, на момент гибели было всего 25. Из этих троих героев-крымчан лишь в честь Николая Степановича Самохвалова названо село на полуострове. В 1948-м переименовали в Самохвалово бывшее село Шакул Бахчисарайского района. Он родился в этом селе 20 декабря 1918-го. Как и Николай Кудря, и Степан Пошивальников, авиацией увлёкся в детстве. Родные лётчика вспоминали, что готовиться к лётной службе начал ещё в школе, когда после уроков все покидали класс через дверь, мальчик выпрыгивал из окна одноэтажного здания - тренировался в прыжках. После шестилетки устроился слесарем на Симферопольском мотороремонтном заводе, занимался в аэроклубе. После окончания Качинского авиаучилища распределён в истребительный полк на западной границе.
Первый бой Великой Оте­чественной принял 22 июня 1941-го. Через месяц сбил два фашистских бомбардировщика. Первый - из тех, что летели бомбить пристань и железнодорожную станцию города Речица в Гомельской области. Вклинившись в строй «юнкерсов», наш земляк метким огнём сбил один. Второй «юнкерс» загорелся через несколько часов, когда лётчик, дежуривший со своим звеном на аэродроме, заметил в воздухе ещё три бомбардировщика фашистов. Зимой 1941-го оборонял Москву, сопровождая наши бомбардировщики, перехватывая и сбивая на подлёте к столице фашистские самолёты. Затем Сталинград. В одном из боёв пришлось противостоять 5 «мессершмиттам», сбил один, но остальные окружили, а бое­припасы на исходе. Николай Самохвалов вырвался, введя машину в глубокое пике, рискуя столкнуться с землёй. Фашисты не стали повторять трюк, а наш земляк, выровняв самолёт, ушёл от преследования.
Почти полтысячи боевых вылетов, больше двух десятков сбитых фашистских самолётов - лично и в группе. Три ордена Красного Знамени, звание Героя Советского Союза, к лету 1944-го командир эскадрильи. Он погиб 75 лет назад, 14 августа, смертельно ранен в воздушном бою, перехватывая фашистские бомбардировщики. Но сумел дотянуть до своих, посадить машину. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. В Крыму его ждал отец Степан Васильевич, в Москве - жена Татьяна Николаевна.
Мужественные, скромные парни в лётчицких шлемофонах прикрывали наши позиции и приходили на помощь в, казалось, безысходной ситуации, несли на крыльях гибель для врагов и освобождение для родной земли. В канун 75-летия Победы, крымчане, вспомним о своих земляках, отважных стражах неба. А если вам, уважаемые читатели, есть что рассказать о своих солдатах Победы - отцах, матерях, братьях, сёстрах, дедушках, бабушках - павших и вернувшихся, отмеченных наградами и скромных тружениках войны, пишите в редакцию, опубликуем. Пусть память о настоящих героях будет долгой.

Наталья ПУПКОВА.