Алексей Маклаков: В кино всё вернётся на круги своя

20 Июль 2019 610

На евпаторийском кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров» Алексея Маклакова встретили, что называется, с распростёртыми объятиями. Актёра частенько полностью олицетворяют с его героем. Алексей Константинович не против. Широко улыбался всем, кто хотел пообщаться. Но по мере общения с ним становилось ясно, что он далеко не простачок, как его киногерой.

- Вас не пугает, что этот персонаж затмил все созданные вами образы?
- Я вообще не из пугливых. А тут-то чего бояться? В моём герое есть многое, характерное для русского мужчины. Эдакий дед Щукарь, разве что помоложе и более хозяйственный. Но такой же плутоватый, обаятельный и изворотливый. Зрители таких любят.
- Сразу увидели своего героя именно таким?
- В основном. Но он начал свою жизнь, развивался на протяжении десятка лет во время съёмок сериала. Я не лишён чувства юмора, и мой герой такой же юморной, мы с ним и похулиганить можем слегка. Но стопроцентно на своего героя я не похож. По жизни я довольно закрытый человек. Не то, чтобы замкнутый, но не рубаха-парень. Успех фильма и моей роли пришлись ко времени. Люди устали от проблем, от бесконечной уголовщины и ментовщины на экране, хотят просто отдохнуть в хорошей киношной компании. Ценно, что режиссёр Вячеслав Муругов сумел показать романтику армейских будней, которая всегда была и есть. Армия - вообще прекрасная школа, в которой проходит становление мужчины.
- Вы так сжились с персонажем, что его коронным возгласом «ё-моё» озаглавили свой песенный альбом. Не хотелось расставаться со Шматко?
- Да, это хитрый пиар-ход продюсера Олега Осипова, который вдруг решил, что мне пора делать певческую карьеру. После того как услышал моё пение в одной компании, ему пришла в голову идея записать диск. А чтобы сразу было понятно, кто поёт, это название и дал сначала концерту, потом диску. А  пою я об очень личном, названия сами за себя говорят: «Мамины глаза», «Я тебя люблю», «Не грусти», «Ты и я».
- А откуда вообще это «ё-моё» взялось?
- В самом начале съёмок уронил по неосторожности на руку зажжённую сигарету, вот и вырвалось в сердцах. А это было во время записи. Всем так понравилась моя непосредственность, что решили не вырезать эту сцену с воплем. Потом уже сознательно его использовал.
- Говорят, вы не только поёте, но и картины пишите?
- Картины - это громко сказано. Я рисую котов. Не одну дюжину уже, наверное. Почему именно их - и сам не знаю. Они у меня разнохарактерные - милые и обаятельные, вальяжные, мягкие и пушистые, но могут и коготки выпустить.
- Свою лепту в вашу популярность внёс «Ночной дозор», где вы играли водителя «аварийки» Семёна. Фильм стал рекорд­сменом по кассовым сборам.
А вы назвали свою работу в этой картине ошибкой. Почему?
- Потому что после работы с Эрнстом, Бекмамбетовым, Максимовым я стал просто ненавидеть непрофессионализм. Я и раньше к нему относился отрицательно, а теперь просто кость в горле, что называется. После работы с ними трудно делать это с другими. Потому что они создали на съёмках совершенно идеальную обстановку, с таким отношением к актёрам, которого я теперь ищу и на других проектах, но, увы… Поставленную ими высокую планку трудно поднять.
- Как ваши близкие отнеслись к шквалу популярности, обрушившемуся на вас после «Солдат» и «Ночного дозора»?
- Вопрос о «Ночном дозоре» для меня болезненный, потому что незадолго до  выхода фильма ушла из жизни моя мама, которая одна растила меня и была буквально всем - не только самым родным и любимым человеком, но и самым близким другом. Я её боготворил, рядом с ней был безоговорочно счастлив. Я жил ради неё, а не ради славы. А слава пришла ко мне уже после её смерти. А я всегда мечтал об одном: чтобы мама радовалась за меня, мною гордилась.
- Маяковский признавался: «Если б я поэтом не был, я бы стал звездочётом». А вы думали о «запасном аэродроме»?
- Наверное, стал бы врачом. Мне эта профессия кажется самой мужской. Потому что нужна всем больше, чем искусство. Больного человека сделать здоровым - это же высшее счастье.
- Удача вам сразу улыбнулась?
- Где там! В 35 я чувствовал себя абсолютным неудачником, работая в провинции. Оказавшись в Израиле, пришёл к Стене плача и возопил: «Господи! Пора мне уже в жизни что-то менять. Помоги!». Написал записку, как все, особого смысла в это не вкладывая. И через четыре месяца переезжаю в Москву. Так всё удачно сложилось. О театре столичном только мечтал, и вот оказался в знаменитой Маяковке, ещё раз подтвердив себе и другим, что судьбой артиста повелевает его величество случай.
 - Если бы пришло желание самому снять фильм, за какую тему взялись бы?
- Хотел бы сделать на русский лад фильм, типа «Бетховена», с четвероногим другом в главной роли. Это бездонная тема. Все, наверняка, помнят картину «Белый Бим Чёрное ухо», которую многие не смогли досмотреть до конца без слёз. Я снял бы фильм о том, что объединяет детей и животных, об их безграничной взаимной любви.
- Из жизни современных детей, если и не ушла, то уходит книга. А вы в детстве много читали?
- Не то слово! Я ведь сын библиотекаря. За год столько читал, сколько другие и за десять лет не осиливали. В раннем детстве - «Незнайка» Носова, рассказы Драгунского. Очень рано одолел всего Пушкина, Лермонтова, Чехова. Позже любимыми стали и зарубежные классики, среди которых Жорж Амаду и Маркес.
- Какие фильмы готовы пересматривать на отдыхе?
- Практически всё советское кино 60-70 годов.
- Современные не привлекают?
- А чем они могут привлекать? У нас классиков больше, чем в других странах, но все они стали таковыми в трудные для страны периоды. Гениальные произведения рождаются через боль, через глубокое осмысление явлений бытия. Как только наступил серый век, где людьми ничего не движет, кроме денег, вышиблось всё истинное. Исчезла достойная литература. А какое кино без литературы, истории? Раньше умели придумывать истории, а теперь снимаем, как американцы. Но я думаю, наступит время, когда это изменится, и в кинематографе всё вернётся на круги своя.
- Из фильмов, в которых снялись, какие-то особо выделяете?
- Нет. В каждом работал с волнением, старался как можно лучше справиться с ролью. Во всех оставил частичку себя.
- Хотите, чтобы дочери пошли по вашим стопам?
- Не дай Бог! Младшая Соня очень хочет, и видно, что у неё получится: очень пытливая, на лету всё схватывает. Но женщине в этой профессии ещё сложнее, чем мужчине, своё место под солнцем трудно завоёвывается: конкуренция больше.
- Свою первую кинороль помните?
- Я в кино поздно пришёл: в 37 в картине «Привет, малыш». Играю сорокалетнего мужчину с развитием 10-летнего ребёнка, за что и получил прозвище Малыш. Встреча с бездомными сиротами, братом и сестрой, меняет его жизнь. Я за него даже приз получил.
- Вас больше привлекают драматические или комедийные роли?
- Я - сторонник иронической драматургии, потому что ирония - это наш скафандр, который защищает от жизненных сложностей.
- Вы как-то сказали, что объехали полмира. В какой-то стране хотелось бы жить?
- Больше всего мне подошла бы Испания - там хорошо относятся к детям. Но жить я хочу и могу только в России.

Досье

Российский актёр театра и кино, заслуженный артист РФ Алексей Константинович Маклаков родился 6 января 1961 года в Москве. Окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища. Служил в Томском ТЮЗе, в Новосибирском театре «Красный факел», в труппе Московского академического теат­ра имени Владимира Маяковского. Сейчас работает в антрепризных проектах и активно снимается в кино. Широкую известность ему принесла роль прапорщика Шматко в телесериале «Солдаты».


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.