Ничего личного, только бизнес . . . на кладбище

4 Июль 2019 7922
Мошенничество на кладбищах распространено по всей стране.
Мошенничество на кладбищах распространено по всей стране. Фото Александра КАДНИКОВА.

Представьте, что вы много работаете, редко выбираетесь к могилкам родственников. Они постепенно зарастают травой, заметно, что за ними никто не следит. Приходите вы на могилу родственника через полгода или год, а там уже похоронен другой человек.

Многоэтажный город мёртвых

За последние несколько недель в редакцию «Крымской правды» обратились читатели с просьбой рассказать о махинациях, которые могут ждать убитых горем людей на кладбищах. Возможно, интерес к этой опасной теме связан с делом журналиста Ивана Голунова, которого задержали за хранение наркотиков, но быстро отпустили, не доказав вину. Большинство экспертов сходится во мнении, что Иван Голунов пострадал из-за так называемой похоронной мафии. Он написал несколько материалов, изобличающих крупных бизнесменов и чиновников, связанных с кладбищами столицы и не только.
В Крыму тоже есть свои прецеденты. Как рассказал нам читатель из Севастополя, попросивший не указывать его имя, могила его матери чуть было не досталась посторонним людям.
«Я ходил к матери на могилу, красил только крест, не делал облицовку и всё остальное, - рассказывает наш собеседник. - Давно не был, не получалось. Мой сын решил съездить, проверить, как там дела. И оказалось, что могила матери переписана уже на других людей. Я полагаю, подумали, что никто не следит, значит, родственников нет. Кто-то присмотрел это место».
Севастополец решил разобраться. Взял все документы на могилу, предъявил администрации кладбища. Так удалось конфликт уладить. Женщину, на которую переоформили могилу, выписали из документов. Нюансы узнавать не стал, тем более что новая владелица от претензий отказалась.
«Пока эта могила числится за мной, - поясняет собеседник. - Но я рассказал об этом всем своим знакомым, чтобы были в курсе».
Как так получилось без ведома собственника - загадка. Возможно, действительно посчитали, что за могилой никто не смотрит, поэтому никто возмущаться не будет.
Похожие ситуации бывают не только в Крыму. Известны случаи, когда места тайком продавали другим людям, приезжали родственники и находили свежие могилы совершенно незнакомых людей. Выход один - показывать документы, добиваться справедливости. Главное, чтобы никто ещё не был захоронен. Иначе, скорее всего, не получится ничего добиться.

Тысяча за воздух

В «Крымскую правду» обратился также читатель из Симферополя по имени Владимир. Он рассказал, что за последние несколько месяцев ему пришлось трижды побывать на кладбище «Абдал», присутствуя на похоронах. Там он заметил один эпизод в процессе погребения, который повторяется регулярно, в один и тот же момент, и который вряд ли можно отнести к разряду случайностей.
- Скорее, это грустная и преступная закономерность, причём, судя по оборотам, кем-то хорошо «крышуемая». Иначе она не могла бы долго и эффективно существовать, - делится своим мнением Владимир. - Суть процесса, который постатейно, полностью и заранее оплачивается в конторе кладбища, известна всем. Катафалк забирает тело из морга и везёт к месту отпевания (если таковое происходит) и погребения. Во время происходящего режиссёр-постановщик (водитель катафалка, как правило) безошибочно вычисляет иерархию родных и близких, определяя «главного». После последнего прощания, в момент опускания гроба в могилу наступает кульминация действа. Момент, кстати, выбран неслучайно и психологически грамотно: кто в эти секунды думает о деньгах и вникает в рабочие подробности ритуальных услуг?
Владимир утверждает, что затем к близкому родственнику приходит главный по услугам и произносит примерно следующий текст: «Надо бы доплатить тысячу рублей». Иногда всё на этом и заканчивается, если клиент безропотно лезет в карман, не выясняя причины просьбы и находясь в тумане собственного горя. Иногда родственник задаёт логичный, как ему кажется, вопрос: «За что?». В ответ слышит: «За перекладку. Санитары этого не делают, а нам за это не платят».
Владимир предполагает, что речь идёт о перемещении в морге тела с каталки в привезённый гроб. Это является частью похоронного процесса и чьей-то (в любом случае оплаченной) функциональной обязанностью. Но почему бы не взять за это деньги?
Владимир написал заявление в полицию, где ему ответили, что нет состава преступления, поэтому заниматься этим никто не будет. В управлении городского хозяйства Симферополя пообещали разобраться в проблеме. Но верится в это с трудом. Способов поймать с поличным множество, но, видимо, это просто никому не нужно.
Смерть близкого человека - это страшное горе. Трудно в это время думать логично, рассуждать, делать выводы. Но если знать о смутных схемах, которые вас могут поджидать, то проблем, возможно, удастся избежать. Главное, твёрдо стоять на своём и добиваться справедливости.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.