Бессмертный подвиг 9 героев

15 Июнь 2019 4727
Урок мужества для ребят из Азовской школы-гимназии.
Урок мужества для ребят из Азовской школы-гимназии.

Это случилось 75 лет назад, в апреле 1944-го. 9 парней, Магомет Абдулманапов, Пётр Велигин, Василий Ершов, Пётр Иванов, Михаил Задорожный, Григорий Захарченко, Николай Поддубный, Александр Симоненко, Иван Тимошенко, выстояли в неравном бою с фашистами. Отразили 8 атак, последнюю - в рукопашной. Теперь в их честь в Сакском районе - село Геройское, тогда - Ашаг-Джамин. Самым старшим - Петру Иванову и Ивану Тимошенко только исполнилось 35, младшему - Магомету Абдулманапову - всего 19 лет. Они не делили друг друга по национальности, как призывали фашисты, рассчитывающие на предательство. «Мы - дети одной матери-Родины», - произнёс в последние минуты жизни один из бойцов. И лишь плотнее навстречу пулям сомкнулась шеренга истерзанных, но непокорённых героев.

Музей памяти

- Подвиг этих воинов 3-го Гвардейского отдельного моторизованного инженерного и 91-го отдельного мотострелкового батальонов 19-го танкового корпуса 4-го Украинского фронта - пример для каждого из нас, - говорит генерал-майор морской авиации Черноморского флота Виктор Шаров. - Пример, как надо, не делясь на национальности, любить свою Родину, бороться за правое дело.
Слова ветерана Вооружённых Сил внимательно слушают ученики и учителя Азовской школы-гимназии имени Николая Саввы. Они приехали в Геройское из Джанкойского района, чтобы узнать об ещё одних советских солдатах, которым полуостров, страна, мир обязаны спасением от фашизма.
- Когда Виктор Александрович, друг нашей школы, предложил посетить это село, музей в честь 9 героев, возложить цветы к мемориалу, мы, конечно, с радостью согласились, - говорит Анастасия Немыкина, директор школы-гимназии. - Для нас, коллектива, учеников, память о Великой Отечественной - свята, ведь и школа с недавних пор носит имя героического лётчика, жителя нашего села. Стараемся воспитывать в ребятах лучшие патриотические качества, чтобы также любили свою великую Родину, хранили память о настоящих героях.
Девять героев смотрят с портретов, написанных художником Леонидом Лабенком для сельского музея, открытого 42 года назад. Рядом - диорама, созданная художником Иваном Петровым с помощниками, - наши герои отражают последнюю атаку. Израненные, израсходовавшие все патроны, они продолжали бой - прикладами, сапёрными лопатками, кулаками. «Красноармейцы в плен не сдаются!» - был ответ на призывы врагов, и ещё 14 уничтоженных фашистов добавилось к десяткам других.
В музейных витринах - фрагменты оружия, каски, личные вещи солдат, найденные на месте боя, письма родных погибших воинов. Вот на красной подушечке ключ от танка и алый знак. Ключ появился в мае 1982-го, когда у подножья холма, где сражались герои, вознёсся на пьедестал «Т-34» - один из тех, что весной 1944-го освобождал полуостров.
- Его нам передали танкисты со словами: «Пусть никогда этим ключом не открываются танки, пусть они останутся только на постаментах, а над всей планетой будет мирное небо», - говорит Оксана Пивень, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности культурного центра Геройского. - Алый знак рядом - подарок делегации из Ливана - символ борьбы народа за независимость. Узнав историю появления ключа, их руководитель снял его с груди, положил рядом с символом танкистов: «Дарю большой голос маленького народа. Пусть никогда на планете Земля не гремят выстрелы».
Таких экспонатов - подарков иностранных делегаций, много здесь. Например, вышитая на полотне звезда фронта освобождения Эфиопии, книга о борьбе за свободу из Палестины. Для них мужество советских солдат в Великую Оте­чественную тоже было примером. И записей в книге гостей немало: музей, находящийся в местном Дворце культуры, которым руководит Татьяна Сухотина, никого не оставляет равнодушным. Об этом написали и гости из Джанкойской школы-гимназии, а музей пополнился ещё двумя экспонатами: стихотворением «Мужество» заслуженного работника культуры республики Александра Лопушанского, посвящённого девяти героям, и его книгой «Сила единства».

Холм Славы

Из музея - к холму Славы, где 75 лет назад держали оборону девять солдат. Теперь здесь мемориал, сменивший небольшой обелиск, установленный в шестидесятых прошлого века. Пять лет назад мемориал реконструировали с помощью жителей Самарской области, а в девяностых прошлого века деньги на него собирали всем Геройским. Инициаторами тогда стали Михаил и Александра Власовы, Иван Кривенко, Светлана Кучерявая, Василий Быковских, Зоя Довженко, Светлана Кондратюк, Василий Буркин, Оксана и Михаил Гущины, Оксана Ефимова, Татьяна Тарасенко, Ольга Саван, Надежда Савченко, Татьяна Рябкова, Валентина Чибирак. Автор проекта - скульптор Владимир Петренко.
Юнармейцы школы-гимназии кладут цветы на плиты с именами героев, зажигают лампадки. И все замирают, вслушиваясь в слова учительниц Татьяны Пушкиной и Екатерины Гиц: «В память павших солдат мы зажжём поминальные свечи, / Пусть расправит неяркий их свет ветеранов усталые плечи ./ Поколение, не знавшее войны, как свою, вашу боль принимаем,/ Чтобы не было больше беды, в честь погибших свечу зажигаем. <> Чашу страданья испив всю до дна, вы из жизни ушли молодыми,/ Но в памяти нашей на все времена остаётесь вечно живыми./ Неугасима память поколений и память тех, кого мы свято чтим./ Давайте, люди, встанем на мгновенье и в скорби постоим и помолчим».
Девять героев - отряд, проводивший 12 апреля 1944-го разведку по дороге Евпатория - Симферополь, когда наши войска освобождали полуостров. Им навстречу бросились подростки Пётр Бойко и Сейт-Вели Сейтмеметов, рассказавшие о фашистах в Ашаг-Джамине. Старший группы Николай Поддубный принял решение разведать обстановку в селе. А там готовилась казнь: фашисты собирались подорвать здание школы, куда согнали стариков, инвалидов, детей и всех оставшихся мужчин села, женщин отгоняли автоматными очередями. Но вдруг застрочил пулемёт, пролетел снаряд: на помощь спешили разведчики. Забыв о мирных жителях, гитлеровцы заняли оборону, но скоро поняли: бойцов - горстка. Но эта горстка отразила семь ожесточённых атак, а когда закончились патроны, гранаты, дрались в рукопашной.
- Потом их, обессилевших, израненных, всё-таки схватили, - рассказывает Александр Гуменный, глава администрации Геройского сельского поселения. - Допросы, пытки, но, даже связанные и избитые, разведчики сопротивлялись. Рванулся Иван Тимошенко, ударил головой гитлеровского офицера, тут же несколько пуль пронзили воина. Им перебили руки и ноги, разбили лица, искололи штыками тела, вырезали звёзды на них. Но ни один из воинов не стал предателем. На рассвете 13 апреля пленных поволокли на расстрел к оврагу. Пригнали и жителей села. Измученные разведчики нашли силы подняться в последний раз, непокорённо взглянуть в глаза карателям. Ещё надеясь на предательство, гитлеровский переводчик внушал Магомету Абдулманапову: «Они же русские, а ты мусульманин. Мы тебя вылечим и отпустим, только скажи». Но тот отвечал: «Они мои братья. Мы - дети одной матери-Родины!».
И плотнее прижался к плечам друзей за секунду до автоматной очереди.
Восемь героев местные жители похоронили вначале на сельском кладбище. Шестнадцатого мая 1944 года всех восьмерых посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. Одну Золотую Звезду вручили чудом выжившему в бою девятому солдату - Василию Ершову.
Его, с 7 штыковыми и 10 огнестрельными ранами, с перебитыми руками и ногами, раскрошенной нижней челюстью, но дышащего солдата обнаружила Люба Гапкова, вместе в теми мальчишками - Петром и Сейт-Вели, с несколькими женщинами пришедшая под покровом ночи к месту расстрела, чтобы присыпать землёй погибших. Раненого перенесли в ближайший дом, прибежала фельдшер Ольга Собко, вместе с Любой они не отходили от парня. Выхаживать помогали и Нина Колесникова, Клавдия Афанасьева, Ефросинья Соседенко, Надежда Березюк, Евдокия Разумова, Устинья Долибожко, Рая Гриценко и другие. В 1964-м тех, кто спас героя, разыскала и помогла связаться с ним «Крымская правда»: Любовь Гапкова (Марченко) жила на Кубани, Ольга Собко - в Киеве.
 «Ольга Григорьевна, - писала нам Любовь Павловна, - сделала ему перевязку, мы сидели с ним рядом всю ночь. Горел огарок свечи. Хотя и закрыли окна, но где-то, видно, просвечивало: отступавшие гитлеровцы стали стучать в дверь. Вошло человек двенадцать, но врач сумела уговорить их не стрелять. Тогда они выпили всю воду. Я потом бегала по селу в поисках воды: раненый постоянно просил пить». А Ольга Григорьевна рассказала: «Раненый лежал забинтованный, с закрытыми глазами. Кожа на лбу, свободная от бинтов, была мертвенно-жёлтого цвета от большой потери крови. Вошли немцы. Один, глядя на меня в упор, спросил: «Пиф», указывая на раненого. Я ответила: «Он мёртв, зачем его расстреливать?». Ещё раз она спасла солдата уже в другом доме, в глубине села, куда перепрятали местные жители. «Забежал немец, потребовав «млеко», - вспоминала Люба Гапкова, - увидев мужчину, направил на него автомат. Ольга, знавшая немецкий, шагнула навстречу: «Туберкулёзный, умирает, а я врач». Гитлеровец исчез.
В год двадцатилетия Победы Василий Ершов впервые приехал в Геройское, приезжали сюда и родные его боевых товарищей. Девятого героя - Ашаг-Джамина - не стало в декабре 1971 года.
- Знаете, было очень трогательно видеть, как молодое поколение, самый младший из школьников гимназии Ваня Шамаев только окончил первый класс, слушает рассказ о героях, переживает, - говорит Людмила Чижевская, ветеран авиагарнизонов ЧФ. - Президент школьного самоуправления Тимур Ахчилов, вернувшись в Азовское, собрал старшеклассников, чтобы и им рассказать о героях. Значит, не зря всё. Никогда не померкнет слава о подвиге солдат Великой Отечественной, сохранят наши потомки память, не позволят переписать историю.

Родные погибших героев были частыми гостями села.

Наталья ПУПКОВА.