Скупые строки о войне

8 Июнь 2019 563
24 июня 1941 года «Красный Крым» опубликовал снимок добровольцев, пришедших в Симферопольский военкомат.
24 июня 1941 года «Красный Крым» опубликовал снимок добровольцев, пришедших в Симферопольский военкомат.

Июнь… Как-то по-особому воспринимается этот месяц, в частности его вторая половина, многими гражданами когда-то огромной страны. Теми, кто прошёл сквозь ад войны, сражался на фронтах и трудился в тылу, кто всё ещё продолжает ждать - пусть уже не возвращения, но хоть какой-то информации о любимых, родных, пропавших семьдесят с лишним лет назад. Вновь появляется боль в сердце, начинают ныть старые раны, накатывает грусть, наворачиваются слёзы, оживают в памяти лица близких, друзей-однополчан, бои, оккупация, сопротивление... Двадцать второго июня 1941 года началась Великая Оте­чественная война. Сводки с фронта, борьба, подвиг и вера в Победу - обо всём этом можно было прочесть на страницах «Красного Крыма».

Партизанская борьба

Наша газета (та, что с 1952-го называется «Крымская правда») не прекращала выходить в трудные для страны годы: после оккупации Симферополя с ноября 1941-го печаталась в Севастополе, Керчи. Когда к лету 1942-го возникла угроза полной оккупации полуострова, издание с последним советским пароходом эвакуировалось на Кавказ. Но Крым не остался без своей газеты - с осени 1942 года номера (четвертушка нынешней газетной страницы) доставлялись отважными лётчиками на базы партизанских отрядов, разбрасывались над оккупированной территорией, несли правду и надежду.
Вот сохранился в архиве номер за 20 ноября 1941-го - он вышел в Севастополе, куда тремя неделями ранее перебрались несколько газетчиков во главе с ответственным редактором Евгением Степановым. Прочесть его смогли тогда лишь севастопольцы да партизаны Симферопольского, Бахчисарайского отрядов, с которыми у наших коллег была связь: журналисты Исай Блох, Иван Сухиненко, Ефим Певзнер, Георгий Кокушинский, Григорий Фартушный стали членами тех отрядов. Часто с ними на задание ходил специальный военный корреспондент «Красного Крыма» Михаил Муцит. «Во временно захваченных германскими фашистами городах и районах Крыма активно действуют партизанские отряды. Днём и ночью они ходят в разведку, уничтожают склады с продовольствием, горючими материалами, взрывают мосты, истребляют фашистских захватчиков. Группа партизан и разведчиков под руководством тов. П. (фамилии, населённые пункты по понятным причинам не назывались. - Ред.) встретила 11 ноября в районе А. немца, шедшего по дороге. Не имея возможности взять его живьём, разведчики пристрелили фашиста. У убитого, оказавшегося обер-ефрейтором Гельмутом Руйке, партизаны взяли ценные документы, письма, личное снаряжение и два автомата. Другая группа разведчиков в этот же день наткнулась на большую группу фашистов у деревни У. Шедшие впереди четыре немецких солдата были убиты меткими пулями партизан, остальные в панике разбежались. Находясь в разведке, партизаны заметили, что немцы подвозят продовольствие по дороге, идущей через деревню А. В тот же день мост, ведущий в деревню, был взорван. Через несколько часов партизаны уничтожили и другой мост, имеющий важное значение. Несколько партизан обнаружили в районе У. большое скопление подвод с боеприпасами. Они немедленно сообщили нашей артиллерийской части необходимые данные, и через некоторое время весь обоз из 25 подвод вместе с находившимися на них боеприпасами и фашистами был уничтожен. Боевые действия партизан в Крыму принимают всё более широкий характер».
«В чём состоят реальные возможности нашей победы?», - читаем статью Георгия Александрова в номере за 13 октября 1942  года. «В тылу врага открывается ещё один страшный для оккупантов фронт. Постепенно всё население захваченных советских районов и областей поднимется на борьбу с ненавистными оккупантами. Нет никакого сомнения в том, что это всенародное движение, развёртывающееся ныне в тылу у немцев, в соединении с героической борьбой Красной Армии на фронтах принесёт советскому народу победу».

Залог Победы

Он был в людях, которые действительно любили свою Родину и ничего для неё не жалели. И сражались на фронте: «На одном из участков (Калининский фронт) гвардейцы Н-ской части стремительным ударом захватили высоту, имеющую важное значение и превращённую немцами в сильно укреплённый пункт обороны, - эти строки из нашей газеты за 2 июля 1943 года. - Пытаясь восстановить положение, гитлеровцы в течение последних шести дней предприняли двадцать три контратаки. Наши бойцы прочно удерживают высоту. За эти дни убито более шестисот  немецких солдат и офицеров». Боролись на оккупированной советской территории: «Отряд партизан под командованием комсомольца тов. К. недавно внезапным ночным налётом разгромил вражеский гарнизон численностью в 200 человек, - читаем в номере «Красного Крыма» за 28 января 1944 года. - В этом бою было убито 70 гитлеровских солдат и офицеров, в том числе капитан и майор, семь гитлеровцев взяты в  плен. При разгроме вражеского гарнизона партизаны взорвали крупный склад боеприпасов, захватили много трофеев. Через некоторое время отряд тов. К. совершил дерзкий налёт на гарнизон противника в 250 человек. При этом истреблено 50 вражеских солдат и офицеров, взяты в плен двенадцать человек. Только за месяц отряд тов. К. произвёл одиннадцать успешных боевых операций». Работали в тылу: «Это было в конце сентября прошлого года, - читаем в номере за 7 ноября 1942 года. - Эшелоны с оборудованием симферопольского консервного завода «Серп и молот» двинулись на север. В городе Н. эшелоны стали выгружать. Для завода отвели обширную территорию, где было всего несколько складских помещений. Консервщики стали строителями.
В короткие сроки один за одним вступили в строй цеха: штамповочный, жестяно-баночный, бондарный, томатный, консервный. Из богатых колхозов Узбекистана  стали поступать на завод овощи, томаты, мясо. Завод работает. Уже выпущено много тысяч банок отличных овощных и мясных консервов, много томатной продукции.
И всё это идёт для родной Красной Армии. Завод помогает громить проклятых фашистов».

Боль оккупации

Писали не только о труде, борьбе и подвигах, но и о трагедиях. «Немцы оцепили посёлок Чаир и приказали жителям вый­ти на улицу, - писала газета 24 декабря 1942-го. - Женщин собрали отдельно и погнали пешком в Бахчисарай. По пути фашисты издевались над ними, насиловали, избивали. Непокорных расстреливали из автоматов. Ни одна из женщин не вернулась в посёлок, а дети их были зверски умерщвлены фашистами. Трагическая участь постигла мужчин. К краю скалы над обрывом их подводили по одному. Со звериным спокойствием фашистский бандит брал жертву за плечо, стрелял в затылок и сбрасывал труп в обрыв. Во время расстрела к одному из мужчин кинулся его четырёхлетний сын. Отец взял мальчика на руки, начал его успокаивать. Фашистский разбойник схватил отца с ребёнком и расстрелял обоих». «Ветер качал тело повешенного. Это - Егоров, житель Судака. Инвалид кустарничал в своей маленькой мастерской, неутомимо трудился с утра до вечера, - строки из номера за 6 февраля 1943 года. -  Его знали и уважали многие. С приходом немцев жизнь кустаря Егорова изменилась. Не стало работы, нечего стало есть. Гестаповцы схватили больного, измученного голодом человека и потребовали от него сведений о партизанах. Егоров, конечно, ничего не знал и не мог ничего сказать. Тем не менее гитлеровские палачи повесили его. За что? Мы отомстим за смерть Егорова и всех замученных советских людей». Подобных заметок на страницах нашей газеты в годы Великой Отечественной было очень много, а о скольких зверствах фашистов ещё не написали...
Скупые строки о войне, наполненные болью и подвигом. Крым, страна всё равно боролись, их патриоты погибали, но не сдавались. Они просто искренне хотели, чтобы однажды в газетах, в том числе и в «Красном Крыму», наконец появились строки об окончательном разгроме фашистских оккупантов и капитуляции врага. Но тогда, в июне 1941-го, до этого было слишком далеко.


Фото автора.

Наталья ПУПКОВА.