Девятнадцатилетние воины

Ускоренный выпуск и на фронт

8 Май 2019 659
Фёдор Гаврилов и Азат Григорян.
Фёдор Гаврилов и Азат Григорян.

Им не пришлось штурмовать Берлин и расписаться на рейхстаге - всего чуть меньше 800 километров до него оставалось, когда услышали оглушительную стрельбу - солдатский салют. Но ни Азат Артёмович, ни Фёдор Лаврентьевич о том, что не оставили свои фамилии на поверженном здании фашистского парламента, ничуть не жалеют. Ведь свершилось главное - Победа! Спасены Родина, мир. И они, девятнадцатилетние мальчишки, смогли выполнить свой долг, не опозорили отцов, верно служивших ещё в Российской империи. Тяжело только, что не все друзья узнали о Победе, и братья старшие не вернулись…

Фёдор Гаврилов и Азат Григорян на фронт попали в 1943-м, в 17 лет. Точнее, сначала не на фронт, как ни рвались туда мальчишки со страшного июньского воскресенья 1941-го. Первого, паренька из деревушки Белое Озеро Новосибирской области, отправили в Омскую область, куда была эвакуирована Ленинградская военно-авиационная школа авиамехаников. Второго, из армянского Ахалциха, - в Ереван, где разместилось Краснодарское миномётно-пулемётное училище. Ускоренные выпуски. И вот уже Фёдор Гаврилов, стрелок-радист 873-го (188-й Гвардейский Будапештский орденов Кутузова и Александра Невского) штурмового авиаполка сражается под Смоленском - «Нужно было поддержать пехоту, уничтожать отступающих фашистов, их танки и пушки». А Азат Григорян, пулемётчик 161-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии, боевое крещение принял в Ворошиловградской (Луганской) области - «Тогда мы не меньше полусотни врагов убили или тяжело ранили, там же встал на ночёвку целый немецкий батальон».
Они освобождали Украину, Румынию, Венгрию, Австрию, сражались с фашистами, мстя за поруганную Родину, за погибших братьев. У Фёдора Гаврилова - трое: Фёдор-старший - в 1942-м под Сталинградом, Пётр - в 1943-м на Кавказе, Никандр - в 1945-м в Польше. Брат Азата Григоряна - Левон - в 1941-м в битве за Москву. Да и сами наши герои не раз были в шаге от гибели. «Ил-2» Фёдора Лаврентьевича в Венгрии в ноябре 1944-го попал под обстрел вражеских зениток.
- Чувствую, в сапогах потеплело, - вспоминает фронтовик, - опускаю руку - кровь. Но смогли тогда дотянуть до аэродрома. А маме похоронку отправили. Для неё это была третья… Через полгода - четвёртая пришла на брата…
Азата Артёмовича впервые ранило под Мелитополем - осколком в руку. После госпиталя пулемётчик свою часть не догнал, стал сапёром-штурмовиком 60-го отдельного батальона (12-я штурмовая инженерно-сапёрная Мелитопольская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды бригада).
- В ноябре 1943-го, стоя по горло в ледяной воде Сивашского залива, строили мост, чтобы переправиться в Крым, удерживали плацдарм до апрельского наступления, - рассказывает фронтовик. - Новое ранение получил уже весною 1944-го под Джанкоем.
День Победы, точнее, ночь, Азат Артёмович, награждённый орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», встретил неподалёку от Вены, в Виннер-Нойштадте. «Когда началась беспорядочная стрельба,  подумали: фашисты прорываются. Вдруг крик: «Ребята, Германия капитулировала!». Мы тоже начали стрелять в воздух, пока патроны не кончились». Фёдор Лаврентьевич, награждённый за время боёв двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, День Победы тоже встретил невдалеке от столицы Австрии. «Такая стрельба ночью вдруг поднялась, мы насторожились. И вдруг крик часового: «Ура! Объявили, что война кончилась!». А утром - снова в бой. В Чехословакии уничтожали с воздуха фашистов, не пожелавших капитулировать. Последний, 127-й, боевой вылет стрелок-радист совершил 13 мая 1945 года. Спустя полтора месяца, 24 июня, в сводном батальоне авиаторов 2-го Украинского фронта прошагал на Параде Победы по Красной площади.
- Из Москвы - месячный отпуск домой, - говорит Фёдор Гаврилов. - Мама, увидев меня, потеряла сознание. Я ведь не знал, что она уже 4 похоронки получила, в том числе и на меня…
- Меня мама, увы, не встретила, - горюет Азат Григорян. - Лишь письма остались мои с фронта, которых её тёплые руки касались. Я вернулся, а она всего три месяца не дожила до нашей встречи…
После войны Азат Артёмович и Фёдор Лаврентьевич продолжили служить Родине в армии. Сегодня оба - полковники в отставке, мудрые, искренние, настоящие. Наши герои, друзья «Крымской правды», выписывающие её многие десятилетия, признаются, что выжить на фронте помогали мамины молитвы, вера в справедливость, дружба, когда все вместе, невзирая на национальности и возраст. А ещё музыка - Фёдор Гаврилов при взлёте, чтобы справиться со страхом, запевал какую-нибудь песню, а Азат Григорян во время затишья между боями играл в бригадном оркестре на трубе.
Когда прозвучали залпы салюта Победы, нашим героям было всего по 19 лет. Мальчишки, на долю которых выпали огромные испытания. Мальчишки, совершившие подвиг, спасшие мир. Настоящие мужчины, спасибо за Победу! С праздником! Здоровья вам, только здоровья на многие лета. А мужества, стойкости, силы духа у вас сполна. Всё это и любовь к своему Отечеству помогли стать победителями.

Наталья ПУПКОВА.