Южная точка фронта

18 Апрель 2019 2863
Они защищали Генуэзскую крепость.
Они защищали Генуэзскую крепость.

Освобождение полуострова от фашистов, начатое 8 апреля 1944-го, успешно продолжалось. К середине апреля от гитлеровцев и их пособников очищена вся территория, которую мы ныне называем Республика Крым. Впереди были только Балаклава и Севастополь. 18 апреля удалось сломить сопротивление врага в Балаклаве - до 1957-го эта часть Севастополя была самостоятельным городом.

С 7 ноября 1941-го её территория вошла в 1-й сектор Севастопольского оборонительного района, которым командовал Пётр Новиков. А первый отпор фашистам в Балаклаве дал батальон школы НКВД, морпехи 2-го полка морской пехоты и воины 514-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии. Примечательно, что на всей протяжённости советско-германского фронта Великой Отечественной Балаклава была самым южным рубежом. А самым краем его стала Генуэзская крепость (Чембало), на башне которой защитники укрепили щит «Смерть немецким оккупантам». И за несколько месяцев отбили более 70 вражеских атак. Балаклава держалась до 29 июня 1942-го.
- Всё это время с фашистами сражались и бойцы созданного в ноябре 1941-го Балаклавского партизанского отряда, - рассказывает Людмила Леонтьева. - Среди них был и отец моего мужа Константин Ксенофонтович. О войне он не любил рассказывать, лишь говорил, что все балаклавцы встали на защиту родного городка. Множество неравных боёв провели партизаны отряда, основательно досаждая фашистам. В январе 1942-го более тысячи гитлеровцев двинулись в карательную операцию против отряда, чей лагерь был в Родниковском. Начался долгий  бой, партизаны потеряли около 20 бойцов, но уничтожили в два раза больше фашистов.
С донесением от отряда в штаб отправили  начальника боепитания Степана Ахлестина, того, кто в годы Гражданской войны создавал в Балаклаве комсомольское движение, а также Л. Лобеева и Д. Доментмана. Фашистам удалось их перехватить, но донесение врагу не попало, и партизаны не проронили не слова. Тела зверски замученных героев боевые товарищи нашли в полутора километрах от лагеря. В феврале фашисты схватили и долго пытали партизанского разведчика, пограничника Александра Терлецкого. Ему удалось установить связь с защитниками Севастополя.
В отряд направили двух радистов. Поднимаясь в горы, группа подорвалась на минах. Радисты погибли сразу, а раненого лейтенанта схватили. Он ничего не сказал врагу, не выдал товарищей. Фашисты казнили его в Байдарах (Орлиное). Уже после войны у Байдарских ворот появилась гранитная плита в память о мужестве партизан Севастопольского и Балаклавского отрядов. Когда враг всё же занял город, то многих жителей выгнали из домов. Семья мужа жила в землянке, расширенной воронке от снаряда. Когда началось долгожданное освобождение и залпы наших орудий раздавались уже неподалёку, моя будущая свекровь Людмила Дионисовна, которую фашисты заставляли ловить и вялить им рыбу, спрятала несколько рыбёшек, чтобы угостить освободителей. Оккупант заметил это, выгнал четверых её детей, наставил на них автомат, но в этот момент во двор ворвались наши солдаты. Это было счастье, спасение.
Кстати, 18 апреля объединили армию и фронт, освобождавших полуостров: Отдельная Приморская включена в состав 4-го Украинского. Все силы фронта и Черноморского флота начали подготовку к окончательному броску - освобождению Севастополя.

Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайта waralbum.ru