Александр Карпиловский: Детское кино должно идти бесконечно

13 Апрель 2019 559

Мы познакомились на юбилейном, двадцатом, международном фестивале античного искусства «Боспорские агоны» в Керчи. Александр участвовал в популярной «Киностраничке» с последним фильмом трилогии «Частное пионерское». На творческой встрече с ним зал был полон. Зрителями были дети, их родители, бабушки и дедушки. Взрослые признались, что им интересно следить за взрослением героев, вместе с которыми взрослеют их дети и внуки, за тем, как они воспринимают пионерское детство нескольких поколений советской страны. Интересной получилась и наша беседа с режиссёром.

- Александр, детское, семейное кино нынче не в фаворе ни у выделяющих на кинопроцесс деньги, ни у занимающихся кинопрокатом. Что вас подвигло именно на этот жанр?

- Мне кажется, аудитория «родители-дети» - самая благодарная. Я вижу, как после просмотра у детей и взрослых появляется желание общаться. Это очень важно в наше время, когда подростки целыми днями сидят в интернете, и им не приходит в голову расспросить взрослых об их детстве, о том, что их волновало, о первой влюблённости, о друзьях, интересах, о том, какие книги читали и какие фильмы смотрели. Отсутствие детского кино - большая беда. Обидно, что уже несколько поколений выросло без хороших, воспитывающих не назиданием, а тонкой художественностью оте­чественных лент. Это привело к рекламно-клиповому мышлению молодёжи. Мы сетуем на это, но мало что делаем, дабы изменить ситуацию.

- У творца всё начинается с художественной идеи. Что для вас стало толчком для её рождения?

- Детство не уходит от нас, и мне давно хотелось рассказать о времени, в котором рос, - 70-х годах. Размышлял, как это сделать, и тут попал в руки сборник рассказов Михаила Сеславинского «Частное пионерское». У него очень хорошо выписана атмосфера того времени.
Я почувствовал близкую мне романтизацию детства. Подумал: вот чего не хватает нынешней ребятне - восторженного, наивного пионерского духа. Нам было тогда интересно жить без планшетов, интернета. Мы учились общаться, дружить, переживали первую влюблённость. Переработать прозу в сценарий помог кинодраматург Алексей Бородачёв, подсказавший основу сценария, который писали вместе со мной несколько человек.

- Вы сразу задумали трилогию о детстве, отрочестве и юности?

- Да. И то, что я на правильном пути, подтвердили зрители первого и второго фильма. Картины получили пятьдесят призов на разных кинофестивалях, большинство из которых - зрительских симпатий. Что очень важно для меня: мнение не жюри, не кинокритиков, а тех, для кого снимаю кино.

- С какого сюжета началась затянувшаяся на несколько лет история?

- Свалившихся с моста в реку школьников Мишку и Димку спасает собака. Естественно желание каждого - взять её себе. Родители, понятное дело, не разрешают. Пионеры, которые всем ребятам пример, с такой несправедливостью не согласны. И вокруг них и бездомной собаки закручивается настоящий детектив с участием зловредного директора школы, живодёров-шкурников, формалистов из совета пионерского отряда. Каждый раскрывает себя сполна, проявляя храб­рость или малодушие, любовь или ненависть.

- В сценарий вошли какие-то эпизоды из вашего детства?

- Нет. Я собаку не спасал, на бревне через речку не переправлялся. Это проекция моих фантазий: то, что я хотел, чтобы со мной было, произошло в картине. Кстати, и исполнитель роли Мишки Семён Трескунов, прочитав сценарий, сказал, что здесь реализуются все мечты, которые только могут быть у ребёнка.

- Вы гордитесь тем, что открыли новую маленькую кино­звёздочку - Семёна Трескунова?

- Мне это очень приятно, конечно. Но не только он успешно дебютировал у меня. Семён хочет быть кинорежиссёром. Снял короткометражный фильм, и его показывали на «Кинотавре» в рамках конкурса короткого метра. Уверен, большое актёрское будущее ожидало Егора Клинаева, сыгравшего второго главного героя - Димку. Увы, этого не случится: Егор погиб в ДТП, картина «Частное пионерское 3» стала его последней. Анфиса Вистингаузен - не моё открытие, она уже снималась. Но признаётся, что роль подружки Димки и Мишки, в которую они влюблены, Лены Карасёвой - одна из её любимых.
Сейчас они с Семёном снимаются вовсю, уже известные и востребованные артисты.

- Что повлияло на выбор режиссёрского амплуа?

- Я вырос на фильмах семидесятых годов, среди которых «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Внимание, черепаха!», «Айболит 66», «Приключения жёлтого чемоданчика» Ролана Быкова. Никогда не буду снимать депрессивное кино, которое грузит зрителей, но очень популярно на кинофестивалях. Греческие трагедии, переложенные на наши дни, - не моё. Я могу снимать только о жизни, а не о смерти. Это принципиально. Мне повезло учиться у замечательного мастера Александра Наумовича Митты. Был стажёром на его картине «Граница. Таёжный роман», за что я ему очень благодарен. Это была такая школа серьёзная! Там я и научился, по сути, всему. И мой актёрский дебют состоялся - рядовой Васютин. Люблю фильмы Эльдара Рязанова. Это три мастера из всех наших прекрасных режиссёров советского периода, на которых я равняюсь.

- При всей близости вашей трилогии к стилистике лучших советских фильмов для детей она всё же снята в другом ключе. Я права?

- На все сто! Передо мной стояла задача сделать современную картину. Нельзя снимать по старинке. Высокодуховное - не значит скучное. Поэтому наш сюжет рассказан по голливудским канонам. И по схеме Митты: герой, проблема, усложнения, поворотный пункт. И обязательная сцена в конце - столкновение героя и его антагониста. Без этого фильм не интересен. Советские фильмы семидесятых годов сделаны не по этой схеме. Просто атмосферные картины.

- Детских фильмов мало, но они всё же пробиваются на экран, и даже фестивали детско-юношеского кино проводятся. Среди них I Международный «Ноль Плюс» в Тюмени, на котором вы были в жюри. Какие из представленных 12 картин вызвали интерес?

- Фильм, завоевавший Гран-при, - «Мы с дедушкой». Душевная история о мальчике, оказавшемся в незнакомом ему мире русской деревни, куда он был отправлен на каникулы. О том, какие перемены произошли в нём при общении с мудрым дедушкой, роль которого блистательно сыграл Юрий Назаров. Создатели фильма показали, что люди разных поколений могут быть лучшими друзьями. Картина «Тимур и команда» никакого приза не получила, но я её отметил, потому что в ней очень хорошо играют и взрослые актёры, и дети.

- Ваш путь в кино стремительным и прямым не назовёшь: были театральные опыты. А с какой картины тропинка переросла в дорогу?

- Я не влетел в российское кино, размахивая шашкой, - победа! Через пять лет после окончания режиссёрских курсов мне доверили снять одну из частей сериала «Убойная сила» на Первом канале. И пошли сериалы: штук двадцать снял для Первого канала, для второго.

- Какой-то выделяете?

- Они все выделяются. Все прекрасные. И комедия «Семь жён одного холостяка», и «Мой капитан» с Дмитрием Певцовым в главной роли. Я их люблю, они привели к полному метру - «Снежный ангел», к «Частному пионерскому».

- Верите в возрождение детского кино?

- Без веры в это переключился бы, наверное, на что-то другое. Необходимость детского, семейного кино понимают все, разговоров об этом много. Но надо же дело делать. Надеюсь, мои фильмы помогут переломить ситуацию. Нужна, конечно, помощь государства, Министерства культуры. Бюджетные телеканалы должны заниматься детским, семейным кино. Надо бить во все колокола, чтобы оно пришло на смену бесконечным ток-шоу, которые не что иное, как чистой воды преступный духовный вампиризм. Но они идут нынче по всем каналам. Потому что выгодно. И люди смотрят позорное копание в личной жизни. Не задумываясь, что это настоящая классическая порнография духа. Тиражированию этого давно пора сказать: «Стоп!». Бесконечные ток-шоу должно сменить бесконечное детское кино.

Досье

Актёр, сценарист, кинорежиссёр Александр Юрьевич Карпиловский родился 8 мая 1964 года в Москве. Учился в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). В 1999 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Среди режиссёрских работ - две серии популярного сериала «Ёлки», «Ёлки новые» «Снежный ангел», «Чудотворная», «Моя революция», «Самара 2», «Мой капитан», «Храни меня дождь», «Подарок судьбы», «Частное пионерское». Среди призов - ТЭФИ в номинации «Лучший телевизионный фильм» («Снежный ангел»), Гран-при и приз президента Белоруссии «За гуманизм и духовность в кино» Минского международного кинофестиваля «Листопад» («Частное пионерское»), приз фестиваля «Алые паруса» в Артеке «Самый добрый фильм» («Частное пионерское 2»).

 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.
Фото с сайта bazelevs.ru