Ополченец двух войн

20 Март 2019 874
Памятник Алексею Мокроусову на воинском кладбище в Симферополе.
Памятник Алексею Мокроусову на воинском кладбище в Симферополе.

Его имя носит нешумная улица за Детским парком в Симферополе. На мемориальной доске на доме №23 строки: «Богатая, красивая, интересная жизнь. Жизнь революционера, воина». И школа №7, что находится на соседней улице, тоже названа в честь Алексея Мокроусова. Уже почти шесть десятилетий - с 17 ноября 1959 года, когда исполком столицы принял решение «Об увековечивании памяти бывшего руководителя партизанского движения». Шестьдесят лет назад, 28 октября 1959-го, не стало легендарного первого руководителя партизанского движения Крыма. Он ушёл из жизни через восемнадцать лет после того, как в Великую Оте­чественную начал руководить штабом народных ополченцев, через пятнадцать лет после освобождения Крыма от фашистов.

Первый раз в Крыму

Некоторые биографы утверждают, что по-настоящему звали его - Фома Матвеевич, а имя, вошедшее в историю, он взял незадолго до Октябрьской революции. Впрочем, так это или иначе, наверное, уже неважно, ведь всё равно 9 июня (по старому стилю) 1887 года в селе Поныри Курской губернии родился мальчуган, которому было суждено стать героем Крыма. Ему не исполнилось и пятнадцати, когда не стало родителей-крестьян. Покинув осиротевший дом, Алексей уехал на заработки в Таврическую губернию, куда входил и наш полуостров. Батрачил у помещиков, затем работал шахтёром на Донбассе, там-то, в 1905-м, и увлёкся революционными идеями, а вскоре, преследуемый за пропагандистскую деятельность, уехал в глубь России. Скитался по Поволжью, Оренбуржью, Средней Азии, Кавказу, перебиваясь случайными заработками. Потом призвали на Балтийский флот - служил на эсминце «Прыткий». Матрос Мокроусов и сам был прыткий, да и не из робкого десятка, потому в 1912 году был арестован, как вспоминал сам, за «избиение офицера и антиправительственную агитацию». Товарищи помогли бежать в Швецию под фамилией Савин, затем Дания, Англия, Австралия, Аргентина: работа слесарем, чернорабочим, кочегаром, участие в рабочем движении, даже организовал в Буэнос-Айресе «Союз русских рабочих-эмигрантов». Но, узнав о революции в феврале 1917-го и свержении самодержавия в России, вернулся на Родину.
Сразу же мобилизовали на Черноморский флот в Севастополь, но через несколько месяцев перевели во флотский экипаж родного Балтийского. Во главе отряда матросов-балтийцев будущий командир крымских партизан творил Октябрьскую революцию, именно его отряд занял тогда Петроградское телеграфное агентство. Потом вновь Севастополь - в Крыму тоже надо было устанавливать Советскую власть. Его «Первый Черноморский революционный отряд» сражался с белогвардейцами и интервентами на полуострове, на Украине и на Кубани, позже за эти бои командира наградят орденом Красного Знамени.
А он, едва оправившись от тифа и тяжёлого ранения, прибудет в Симферополь - формировать первые красноармейские части. Двадцатые годы прошлого века окончательно свяжут курского паренька и Крым. В августе 1920 Алексей Мокроусов во главе небольшой десантной «группы коммунистов и военных специалистов Красной Армии» высадится под Судаком у деревни Капсихор (сейчас Морское), чтобы «объединить стихийно возникшие партизанские отряды и добить войска Врангеля в их же тылу». Через несколько недель переодетые в белогвардейскую форму партизаны захватят Судак, вывезя в лес подводы с оружием, обмундированием, продовольствием. Возглавит строй «белогвардейцев» «полковник генерального штаба» Мокроусов.

«Здесь обедал Мокроусов»

Недолгая передышка между гражданской войной и Великой Отечественной для Алексея Васильевича также наполнена крымской жизнью: в деревеньке Кара-Кият (сейчас станция Битумная под Симферополем) организовал сельхозкоммуну, работал управляющим Крым­аптекоуправления, директором Крымского государственного заповедника. В промежутках были и Ростов-на-Дону, и экспедиция гражданского флота Колыма-Москва, торговое представительство в Монголии, и добровольное участие в революционной борьбе в Испании.
Ему было за пятьдесят, когда началась Великая Отечественная. Мобилизовали сперва на должность заместителя командира 600-го запасного полка, потом назначили командующим народным ополчением Крыма, а 23 октября 1941-го утвердили начштаба, командиром партизанских отрядов. О партизанском командире Мокроусове уже тогда слагали легенды, впрочем, основанные на реальных событиях. Например, как из-за Алексея Васильевича фашисты воевали друг с другом, бросив усиленный отряд на захват Центрального штаба партизан и командующего. Просчитав действия врага, главный партизан полуострова смог увести людей, а две группы гитлеровцев, разделившиеся для окружения штаба, в сумерках столкнулись друг с другом и открыли огонь по своим.  Наш читатель Анатолий Гуриевич Матвеев, чей дедушка Фрол Андреевич был связан с партизанами и подпольщиками, рассказывал, как руководитель партизанского движения повторил трюк с переодеванием в форму врага, уже использованный в 1920-м. В мундире немецкого офицера, отобедав как-то в ресторане, открытом оккупантами в Симферополе, Алексей Васильевич разведал всё, что требовалось, а, уходя, написал на салфетке: «Здесь обедал Мокроусов». Подобных решительных, смелых и дерзких эпизодов, связанных с командиром, было немало. Его присутствие откровенно досаждало фашистам, обещавшим крупное денежное вознаграждение за голову «вождя партизан».
В Государственном архиве Рес­публики Крым хранится немецкая агитационная листовка под заголовком «Кто Мокроусов?». «Мы знаем, что шайка Мокроусова состоит: из евреев, спасающих свою «ценную жизнь» от неизбежного народного возмущения; из бывших красноармейцев, которых Мокроусов угрозами и ложью заставляет участвовать в бессмысленном разбойничестве; из преступников, бежавших от справедливой кары. <> Он бесчинствует не с определённой целью (какая же цель может у него быть?), а потому, что в нём разбойничья душа, ненавидящая всякую честную работу. Мокроусов, называющий себя «вождём партизан» в Крыму, - никто иной, как преступник, надевший на себя солдатскую шинель, с целью продлить за счёт крымского населения своё жалкое существование». А он вместе с партизанами укорачивал существование фашистам. Многие крымчане знали Алексея Васильевича, но никто не купился на вражеские посулы в «10 тысяч рублей и гарантированную спокойную материально обеспеченную жизнь» за выдачу партизана.
В 1943-м Алексея Мокроусова откомандировали в распоряжение командующего Северо-Кавказским фронтом, и в ноябре, будучи командиром 66-го Гвардейского стрелкового полка, он высаживался с десантом на Керченском полуострове у деревни Жуковка. После освобождения Крыма полковник Мокроусов освобождал Европу. За партизанскую борьбу на мундире демобилизовавшегося в 1946 году военного была медаль «Партизану Отечественной войны», а к ордену Красного Знамени за гражданскую войну добавились ордена Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Память живёт

Он вернулся в ставший родным Крым и много лет возглавлял Крымское туристско-экскурсионное управление. Но четыре фронтовых ранения и недолеченные болезни сделали своё дело: Алексея Мокроусова не стало. Его похоронили на воинском кладбище, что на улице Старозенитной в Симферополе, а через несколько недель имя легендарного партизана появилось на указателях столичной улицы и в названии средней школы.
В школе в 1966-м появился музей боевой славы - создавать его помогали боевые товарищи партизана Иван Генов, Христофор Чусси, Серафим Мартынов, его супруга Ольга Александровна, кстати, частая гостья и в редакции нашей газеты. В музее, в 1980-м, названном уже в честь Алексея Мокроусова, хранятся личные вещи главного партизана - шинель, планшетка, множество фотографий. К бюсту - точной копии надмогильного памятника Алексея Васильевича - в памятные даты Великой Отечественной ученики школы, в которой есть кадетские классы, возлагают цветы. В 2005-м по инициативе тогдашнего председателя Совета партизан и подпольщиков Крыма Александры Фёдоровны Андреевой музей стал в честь всех народных мстителей в годы войны «Музеем партизанской славы Крыма». Новые экспонаты ему передали крымские герои, так появились в школьном музее постолы - лапти из кожи животных, в которых бесшумно передвигались по лесу партизаны, трофейные немецкие фляга и кружка, патефон (его кто-то из партизан захватил из дома, уходя в лес). Но всё равно центральная экспозиция посвящена Алексею Васильевичу Мокроусову.
Вот он задумчиво смотрит с фотографии времён гражданской войны, а вот чуть улыбается со снимка времён Великой Отечественной, рядом его боевые товарищи - крымские партизаны. Вот он, на скульптуре, решительно и смело смотрит вдаль, сжав в руке бинокль. Революционер, воин, легендарный партизанский командир, не затерялся в истории. Ученики школы имени Алексея Мокроусова в дни 75-летия освобождения полуострова от фашистов обязательно положат цветы в школьном музее к бюсту того, кто вместе с боевыми друзьями приближал долгожданную весну 1944-го.

Партизанский патефон и снимок партизана в школьном музее.


Фото автора.

Наталья ПУПКОВА.